— Для того чтобы возглавлять группу экспертов, надо самому быть экспертом, — говорит профессор Владимир Кузнецов. — Рафаэль Гросси, как известно, кадровый дипломат, был послом Аргентины в Австрии, Словении, Словакии. Прежде чем возглавить МАГАТЭ, он руководил канцелярией в этом ведомстве, не возглавлял до этого ни одну группу экспертов по какому-либо направлению в атомной энергетике. У него нет ни профильного образования, ни опыта работы на объекте атомной энергетики.
Владимир Михайлович говорит, что весьма скептически настроен в отношении МАГАТЭ.
— Я считаю, что эта организация — чисто политическая. В 1957 году, когда президент США Эйзенхауэр создавал ее, основной целью было вовлечь туда СССР. Чтобы быть в курсе того, что происходит в Советском Союзе. То есть эта организация вела чисто разведывательную, шпионскую деятельность. А наша страна во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым санкционировала это дело.
— Было заявлено, что цель работы агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели.
— Основная их цель — вести наблюдение, чтобы не создавались ядерные взрывные устройства, то есть чисто бомбовые дела. Между тем мы имеем страны, которые не подписали ни один из договоров, включая и Договор о нераспространении ядерного оружия, а имеют ядерные взрывные устройства. Это и Индия, и Пакистан, и Израиль. Уже после подписания договора из него вышла КНДР.
Было 5 стран, стало 40 стран — так называемых пороговых, которые потенциально могут заиметь атомную бомбу. Вот что такое МАГАТЭ.
— Власти Украины предоставили агентству полный список оборудования, которое им необходимо для безопасной и надежной эксплуатации ее ядерных объектов…
— Украинская сторона как привыкла все просить, так и будет это делать. Сколько они строили новый безопасный саркофаг над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС, который накрыл собой устаревшее «Укрытие»? Строительство арки началось в 2007 году. Обещали, что защитная оболочка — конфайнмент — будет готова в 2012–2013 годах. Сроки все откладывались и откладывались. В итоге объект был сдан в эксплуатацию только в июне 2019 года. Как говорится, строили-строили и, наконец, построили.
— Сейчас Украина просит у МАГАТЭ устройства для измерения радиации, защитные материалы, помощь в обслуживании ЭВМ, системы электроснабжения и дизельные генераторы.
— Да, дай это, дай то... У них — своя цель. Не то что у них нет этого оборудования. У них его полно. Но они довели его до такого состояния, что оно пришло в негодность.
Вся аппаратура, в том числе и дозиметрического контроля, должна ежегодно проходить государственную поверку (тестирование прибора с применением эталонного образца, когда можно увидеть, есть ли отклонения в точности измерений, и если да, то насколько они критичны. — Авт.). А где они на Украине это будут делать? Нигде. У них нет такой возможности. Это дело недешевое. В Россию эти приборы они не повезут.
У нас, например, имеется Единый государственный перечень средств измерений для дозиметрического контроля. Каждый прибор, в том числе и иностранный, проверяют и включают в этот перечень. Ежегодно они проходят поверку.
— Что подразумевается под защитными материалами, которые просят власти Украины?
— К ним могут относиться и спецодежда, и спецобувь, и средства защиты органов дыхания. Какие-то костюмы с автономной подачей воздуха. Что касается дизельных генераторов, которые Украина также включила в список, то они требуют к себе бережного отношения. Каждый генератор должен стоять в отдельном помещении, где соблюдается особый режим с заданной температурой и влажностью. Из-за безграмотной эксплуатации они выходят из строя.
Профессор Кузнецов вспоминает о скандале, который украинская сторона раздула год назад.
— Они начали трубить, что внутри саркофага, в четвертом блоке ЧАЭС, зафиксированы признаки ядерных реакций деления радиоактивного топлива. Что вот-вот разнесет весь саркофаг.
По этому поводу вышла статья в американском научном журнале. Главные же специалисты, по мнению украинской стороны, сидят только «за бугром». Кто-то начал пиарить неизвестного специалиста, который просто хотел сделать себе имя и таким образом выбить деньги на очередной грант. Как они могли зафиксировать, что количество нейтронов удвоилось за четыре года? Под саркофагом порядка 150 помещений, в которые пройти и что-то измерить нельзя. Нет такой возможности. Там большие разрушения. Кто туда пойдет и будет все это разгребать?
Чтобы пошла реакция ядерного деления, нужно наличие критической массы. В подаппаратном помещении находится расплав, чистого топлива там просто нет. Они что, не знали, что реакции там идут, но не за счет реакции деления, а за счет распада тех радионуклидов, которые оказались в этом расплаве? Или кто-то сомневался в этом?
Тем не менее украинские ученые высказали свою озабоченность. Пытались определить, угаснут ли эти реакции сами по себе. Или нужно будет принимать экстренные меры, чтобы предотвратить еще одну аварию? И, что удивительно, комментируя статью, украинские специалисты не знали точно, сколько ядерного топлива было изначально внутри четвертого энергоблока. Ошиблись в величине ни много ни мало, а на целых 20 тонн. Такие вот «компетентные» ученые…
Рафаэль Гросси уже приезжал в конце марта на Украину, был на Южно-Украинской АЭС. (Расположена на берегах реки Южного Буга в городе Южно-Украинск Николаевской области Украины. — Авт.). Чтобы встретиться с официальными лицами правительства Украины, персоналом и начать техническую помощь МАГАТЭ. Энергоблоки на станции все старые, надо продлевать их эксплуатацию. Оборудование, которое установлено на станции, отработало три-четыре своих срока эксплуатации. Гросси обещал поставить им оборудование.
Но то оборудование, которое есть на Западе, поставить просто нельзя. Это разные вещи совершенно. Есть помещение на станции – как ты оттуда вытащишь теплообменник и поставишь новый? А контрольно-измерительные приборы заменить, конечно, можно.
И, заметьте, во время предыдущего своего визита на Украину Гросси не посетил объекты, на которых, в силу своей должности, должен был побывать. Например, не приехал на Запорожскую АЭС, где националисты устроили диверсию с разрушением учебно-тренировочного центра станции. Не появился он в конце марта и на Чернобыльской атомной электростанции, которая из-за ударов со стороны Украины по подстанции и линиям электропередачи была обесточена. Не доехал он и до Физико-технического института (ФТИ) в Харькове, где националистами был поврежден подкритический ядерный стенд…
Владимир Кузнецов также задает вопрос: а где был Гросси, когда на Украине удерживали как пленников и пытались использовать в информационной кампании против России четырех сотрудников «Атомспецтранса» ГК «Росатом», которые доставили на Ровенскую АЭС партию ядерного топлива?
— Они находились в служебной командировке, обеспечивали, согласно контрактным обязательствам и графику поставки, процедуру приема-передачи груза — свежего ядерного топлива. Больше месяца их насильственно удерживали в железнодорожном вагоне на площадке Ровенской АЭС. В соцсетях появился ролик с выступлением наших сотрудников с антироссийскими заявлениями. Было видно, что они находятся под сильнейшим давлением. Российская сторона направила в МАГАТЭ вербальную ноту. К вызволению наших сотрудников подключился аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Я полагаю, что вопрос должен был решать Гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, но он, по-моему, даже не поднялся. Потом состоялся обмен военнопленными, и российские сотрудники вернулись домой.