МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дочь капитана подбитого на Украине танкера добивается возвращения праха отца в Россию

Жизнь и смерть Владимира Текутова

25 февраля, на второй день после начала спецоперации на Украине, в нейтральных водах Черного моря было подбито грузовое судно «Миллениум Спирит». Оно ходило под флагом Молдавии, на нем был российский экипаж. В судно попало два снаряда, начался пожар. Больше всех пострадал капитан Владимир Текутов - через 10 дней он умер. О том, почему никак не удается вернуть в Россию прах отца, рассказала «МК» дочь капитана Наталья.

Владимир Текутов

— У отца была непростая судьба, он родился в деревне под Волгоградом, в землянке. С детства бредил морем, мечтал о кораблях, дальних походах. Окончив Астраханское мореходное училище, работал на грузовых судах, наливных танкерах, бункеровщиках. Ходил по Черному морю, Каспийскому. Был капитаном, отвечал за судно, груз, экипаж. Считал это настоящей мужской работой.

В крайний рейс российский экипаж на судне «Миллениум Спирит» («Millennial Spirit») отправился 10 января. Оператором судна было юридическое лицо из Украины. Танкер ходил под флагом Молдавии.   

Есть такое понятие, как «удобный флаг». Его можно взять в аренду. Что обеспечивает пониженную ставку портовых сборов в большинстве портов мира, так как государства, предоставляющие свой флаг, не имеют военных конфликтов. Рекордсменами, где зарегистрировано наибольшее число судов под «удобными флагами» является Панама, Либерия, Мальта, Багамские островах. Налоговые ставки там низкие, регистрационные сборы небольшие, требований в отношении гражданства членов экипажа нет, как нет и проблем с юрисдикцией. Деньги прямиком текут в карман хозяину. Молдавия, несмотря на то что не имеет выхода к морю, также предоставляет услуги регистрации судов.  

— У них было судно-заправщик. Они шли в те точки, куда их направляли. Связавшись потом с экипажем, я узнала, что 24 февраля, когда начались военные действия, они слышали по рации, что многие суда собираются идти в порт приписки. А они оставались на месте. Связались с судовладельцем, сказали, что им тоже надо уходить. Но им было предложено еще немного постоять. И на следующий день, 25 февраля в 12.10 в их судно прилетели два снаряда. Они в это время находились в нейтральных водах. Территориально — примерно в 17 километрах от порта Южного в Одесской области.

— Удалось выяснить, кто стрелял?

— Никто не знает, что это была за провокация. Один снаряд попал в надстройку, где расположены каюты членов экипажа. Второй снаряд ударил по борту судна. Начался сильный пожар. 

Сигнал бедствия SOS, поданный «Миллениум Спирит», принял в том числе и сын капитана — Сергей Текутов, который находился в то время в Средиземном море, в Турции, стоял на капитанском мостике на одном из грузовых судов. Связавшись по спутниковой связи с Морским спасательно-координационным центром в Одессе, он вызвал на помощь подбитому танкеру спасательный буксир.

— Когда в судно попали снаряды, папа с коллегами находился в каюте у старшего механика. Из-за сильного задымления они выбраться по коридору из нее не могли. Папе удалось в итоге пролезть через квадратное окно и вывалиться на горящую палубу, где все пылало и плавилось. Он получил сильные ожоги, наглотался дыма. Спасательные шлюпки, как и многое оборудование, были уничтожены огнем. Экипаж прыгал в воду в жилетах. Температура воды была не больше 5 градусов.

Наталья рассказывает, что отец у нее высокий, крупный, весил около 120 килограммов. Его долго не могли поднять на борт, потому что на подошедшем судне не было необходимого спасательного снаряжения.

— Когда пришло спасательное судно, папу поднимали на палубу с помощью обычной лебедки. Когда он сорвался, потому что не мог уже держаться обожженными руками, за ним в воду прыгнули  спасатели.  

Российский экипаж доставили в больницу города Черноморска Одесской области.  

— Папа сразу попал в реанимацию. Ребята из экипажа тащили его на простынях, говорили, что у него обгорели ноги. Состояние у него было тяжелое.

Когда мы узнали о случившемся, кинулись звонить в больницу, но нам не давали никакой информации, более того, говорили, что у них никаких российских моряков в больнице нет. Я не знаю, почему они себя так вели. Может быть, были какие-то указания СБУ или внутренние распоряжения. Там ведь было возбуждено уголовное дело.

Я написала на сайт больницы. В итоге мне на электронную почту пришел ответ. Мне написали, что в неофициальном порядке сообщают: папа находится в тяжелом состоянии, у него ожоги рук, ожог дыхательных путей, повреждена трахея, переохлаждение. Он пришел в себя, был в сознании. В горло у него была вставлена трубка, говорить он не мог, но все понимал. Знаками показывал, когда хотел пить. Там была одна сердобольная медсестра, она помогла наладить видеосвязь отцу с экипажем. А папины коллеги потом эти записи пересылали нам.

На фоне ожога трахеи у Владимира Текутова стала развиваться пневмония. Но воспаление старались сбить.

— Врачи говорили, что папе становится лучше, он вообще был очень крепким, здоровым мужчиной. А 5 марта в 23.00 вечера он умер. 24 марта ему должно было исполниться 65 лет. После вскрытия в справке написали: в результате применения военно-морского оружия получил травмы, не совместимые с жизнью.

От членов экипажа — помощников капитана, механиков, мотористов, боцмана, повара и кадета — всего 9 человек — потребовали покинуть больницу. В чужой стране они оказались без какой-либо нормальной одежды и денег. Ведь судно им пришлось покинуть в одних спасательных жилетах.  

Помогла Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, которая обратилась к главе миссии Красного Креста на Украине госпоже Флоранс Жиллетт с просьбой помочь российскому экипажу.

— Экипаж укрылся у местного пастора, который был связан с Красным Крестом. А 23 марта за ними пришли, забрали их. Восемь человек из экипажа были из Керчи, старший помощник капитана — из Астрахани. Выяснилось, что между Россией и Украиной состоялся обмен пленными. Заодно обменяли наш экипаж с «Миллениум Спирит» на украинских гражданских моряков со спасательного судна «Сапфир», которые были взяты в плен при попытке забрать украинских пограничников с острова Змеиный.

А умершему отцу Натальи, между тем, три раза отменяли кремацию.

— Его кремировали только 29 марта. Он больше трех недель пролежал в судебном морге. И теперь мы никак не можем получить урну с его прахом. Идут военные действия, границы закрыты. Переслать ее обычным путем невозможно.

Есть вариант — переправить урну с прахом через Молдавию. Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ сообщил, что вопрос решается. Они, в свою очередь, обратились в МИД РФ. И теперь ждут от них ответа. Ситуации такой раньше не было, нет ни алгоритма, ни четкого плана, как действовать.

Я понимаю, что у нашего Министерства иностранных дел в приоритете сейчас вызволение живых людей. Нам не торопятся дать хоть какую-то информацию.

Урна с прахом отца сейчас находится у местного пастора. Ему только нужно дать команду, и он отправит ее в Молдавию. Но надо, чтобы в Кишиневе кто-то из нашего консульства готов был ее забрать. Я не знаю, какая там сейчас ситуация. Вполне возможно, что у них остро не хватает людей. Ответа нам пока не дают.

— Судовладелец вам как-то помог?

— Он — гражданин Украины. Можно сказать, что сразу слился. Не связался с нами, не сообщил о случившемся, даже не выплатил экипажу зарплату, не отдал то, что они заработали. Единственное, что сделал, оплатил вскрытие и кремацию.  

— Члены экипажа были застрахованы?

— И судно, и груз, и экипаж были застрахованы. Я разговаривала со страховой компанией. Выяснилось, что у членов экипажа не было расширенной страховки. В договоре была указана страховая выплата на случай потери трудоспособности в виду несчастного случая. А в данном случае они считают, что произошел не несчастный случай, а убийство. 

— Где сейчас находится «Миллениум Спирит»? Судно на плаву?

— В результате попадания снарядов случился пожар, но пробоины в корпусе не было, вода не поступала. Топливо не разлилось. А там ведь было его 600 тонн. Судно — на плаву, его куда-то отогнали. Судовладелец не предоставляет никаких документов, никто не знает, что с судном. Он вообще ничего не делает.

Наталья говорит, что прошло уже 40 дней, а прах отца они так и не предали земле.

— У нас на руках нет документов о том, что он умер. Я обратилась в следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ, чтобы они возбудили уголовное дело, опросили свидетелей — членов экипажа, установили, что он получил травмы, попал в реанимацию. Чтобы папу признали умершим. Также обратилась к Председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Мне пришел ответ, что они собираются возбудить уголовное дело.

Семья Текутовых надеется, что вскоре им помогут решить все эти вопросы, и они смогут наконец похоронить своего близкого человека на родине, в Волгограде.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах