Опрос сразу нескольких агентств и частных лиц показал — санкции не коснулись абитуриентов почти никак. К нашему вящему удивлению, оказалось, что прием заявок продолжается практически в том же виде, что был прежде. Но возникают сложности технического характера.
— Ситуация все время меняется, держим руку на пульсе, — говорит представитель агентства помощи при поступлении в вузы за рубеж Мария. — Большинство крупнейших и ключевых университетов Европы и США, такие, как Королевский колледж Лондона, Университет Никосии на Кипре, Нью-Йоркский Технологический, университет Миннесоты и другие, десятки вузов по всему миру, сделали специальные заявления о том, что ничего не поменялось. Некоторые даже рассылки сделали, например, старейший университет Эдинбурга. Приемные комиссии продолжают обрабатывать заявки от россиян и высылают приглашения.
Заявление об обратном — что не готовы принимать студентов из России и Белоруссии — сделала только Эстония. Есть ряд вузов, которые заявлений не делали, но продолжают свои приемные и стипендиальные программы по умолчанию. Но существуют и европейские вузы, которые не делают заявлений, потому что ждут решения ЕС. В основном это относится к странам бывшего Восточного блока и приграничным к РФ. Тут с заявками я бы пока проявила осторожность.
Планирующим обучение за рубежом Мария советует первым делом взвесить финансовые возможности. Даже на бесплатных стипендиальных программах для иностранцев все равно приходится тратиться на дорогу, частично оплачивать проживание в кампусе, транспорт, питание. Но самый животрепещущий вопрос — санкции по отношению к банкам, которые не позволяют переводить деньги из России за границу.
Конечно, проще всего если в принимающей стране живут родственники или друзья абитуриента. Можно проплатить обучение и напрямую на счет университета. Для этого надо прийти в банк и отправить деньги на его реквизиты. Оплата будет приниматься в рублях с конвертацией в валюту. Понятно, что из-за разницы курсов сейчас подобная оплата невыгодна. Но она есть.
Проблема номер два — визы. В своих письмах большинство вузов обозначают: в вопросах визовой поддержки университет не компетентен. Но студенческие визы выдаются по особой, облегченной форме. О полном запрете виз для россиян объявили пока только Чехия, Латвия, Литва, Мальта и Греция. Зато Италия и Норвегия открылись даже для туристов. Открыться в августе-сентябре собирается и Греция. В общем, визовый вопрос тонкий, его надо продумать заранее.
Третья сложность — перелет. Воздушное пространство большинства европейских стран закрыто для россиян, поэтому добираться придется кружным путем. Что, конечно, тоже увеличит затраты. В «Европы» нынче летают через Турцию или ОАЭ. В теории надо либо лететь в страну с открытым воздушным пространством, а оттуда в принимающую. Либо приобрести билеты зарубежных авиакомпаний.
— Главное, чего не нужно бояться, так это буллинга, — считает Мария. — Более 300 университетов со всего мира официально заявили по поддержке студентов из Украины, России и Беларуси. Полно комментариев от студентов, их более 100. Все пишут о том, что если и были единичные всплески по национальному признаку, сейчас такого нет и в помине. Напротив, везде поддержка и сочувствие, службы психологической помощи, матпомощь.
Официально отвергают возможность дискриминации по отношению к российским студентам многие учебные заведения Германии, Испании и прочая. Митинги протеста проводятся, но они направлены в поддержку Украины, а не против России.
— С 24 февраля со стороны одногруппников чувствую только поддержку, — рассказывает Камилла (Миланский технологический). — Ребята из абсолютно разных стран — Италии, США, Коста-Рики, Индии, Марокко, Ирана, Венесуэлы — пишут, спрашивают, все ли у меня хорошо, нужна ли помощь. Я работаю над дипломом в группе с девушкой из Марокко и в связи с тем, что происходит, вообще не могла сосредоточиться и работать в нужном темпе. Она сказала, чтобы я не волновалась и взяла тайм-аут на столько времени, сколько мне требуется.
На официальном уровне в большинстве университетов вывешены приказы, что студентом из вовлеченных в спецоперацию стран предоставляется гибкий график обучения с возможностью временного перехода на онлайн.
— С самых первых дней я почувствовала просто невероятный уровень поддержки со стороны профессоров, деканов, администрации университета и очень многих студентов, — сообщает Милена из американского университета Дьюка. — Моя подруга из Нью-Йоркского университета рассказывала, что в их вузе создали фонд помощи, который оказывает поддержку студентам, оставшимся без денег из-за финансовых санкций.
Вообще, много поддержки ощущают наши студенты в США. В университете Массачусетса создали группу психологической поддержки для студентов из России, Украины и Белоруссии. В Нью-Йоркском университете создан целый штаб, где можно получить поддержку. Не отстает и Европа. В нидерландском NHL Stenden, например, 1 марта провели вебинар для всех, кого затрагивает сложившаяся ситуация. В Левенский католический университете Бельгии выпустил особое заявление: «Они (студенты из России) равноценные члены нашего сообщества. Не сомневаюсь, что многие из них тоже сочувствуют тому, что сейчас происходит с их украинскими сокурсниками и коллегами». Социальную помощь студентам из РФ, Украины и Беларуси оказывают в Австрии, Норвегии, Франции, Венгрии, США…
Университеты стоят над политикой, санкции не влияют на учебу — такой позиции придерживается большинство вузов. Поэтому международные стипендиальные программы претерпели минимальные изменения. Отменены лишь программы прямого обмена. Зарубежные университеты боятся направлять сейчас студентов в Россию, считая ситуацию нестабильной.
Количество заявок на поступление в иностранные вузы из России упало, но не критично. Вместе с тем эксперты сообщают, что из-за удорожания учебы абитуриенты и их родители стали рассматривать страны, которые раньше не пользовались популярностью: Турцию, Армению, Сербию, Аргентину и даже Новую Зеландию.