Только вдумайтесь: почти 1,7 миллиона человек каждый год заражаются гепатитом В, более 315 тысяч – гепатитом С и почти 34 тысячи ВИЧ в результате инъекций, которые проводятся в медицинских целях. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения. Одноразовые шприцы используют не только пациенты, но и, увы, потребители наркотиков. По данным UNAIDS, самый высокий риск заразиться ВИЧ сегодня демонстрируют потребители инъекционных наркотиков. Так, по данным за прошлый год, в нашей стране каждый третий пациент с ВИЧ заразился через «иглу наркомана».
ВОЗ давно бьет тревогу. Еще в 2015 году она призвала все страны уделить пристальное внимание проблеме использования одноразовых шприцов. Было выделено четыре основные проблемы, угрожающие в этой связи здоровью людей: повторное использование приспособлений для инъекций; случайные травмы медицинского персонала иглами во время проведения процедур; небрежная утилизация использованных шприцев; переизбыток назначения инъекционных препаратов в медицине. И три из них можно решить путем перехода на шприцы нового поколения с функцией предохранения от повторного использования и с функцией защиты от остро-колющих травм.
Такие шприцы сконструированы специальным образом: после введения препарата игла автоматически втягивается в колбу, а поршень ломается. Другой вариант: после введения инъекции игла автоматически закрывается футляром или колпачком, чтобы защитить человека от случайного контакта. Кроме того, есть комбинированные модели.
Удивительно, но факт: саморазгружающиеся шприцы появились еще в конце прошлого века, и за прошедшие годы технологии их изготовления усовершенствовались. Более того: введены мировые стандарты качества (ISO) по изготовлению шприцев с защитой от повторного использования (в 2006 году) и с защитой от травм иглой (в 2012 году).
Еще семь лет назад ВОЗ призвала мировое сообщество перейти на «умные» шприцы. Тогда они, увы, стоили в два раза больше, чем одноразовые. И все же, если посчитать тот ущерб здоровью людей, который причиняет использование последних, становится ясно, что расходы на инновационную продукцию в конечном итоге обернутся сторицей. Поэтому многие страны уже это поняли и сделали выбор в пользу шприцев третьего поколения. В США переход на них начался еще 20 лет назад. В странах Евросоюза с 11 мая 2013 года законодательно внедрена обязанность их использования в медучреждениях. И даже в Пакистане с начала этого года введен полный запрет на продажу обычных шприцев на территории страны.
Столь же радикально действовать предлагает и автор «20 идей для развития России» Дмитрий Давыдов. Сегодня в нашей стране живет более миллиона ВИЧ-положительных и еще более 5 миллионов инфицированных гепатитами В и С. «Чтобы сократить развитие эпидемии ВИЧ, мы предлагаем запретить использование обычных одноразовых шприцев (без функции защиты от травм и от повторного использования) в медицинских учреждениях через 2 года после издания соответствующего закона, и также запретить продажу одноразовых шприцев без функции саморазрушения через 3 года после издания закона», – говорит Дмитрий Давыдов.
Еще в 2019 году в России планировали построить первый в стране завод по изготовлению безопасных шприцев, но что-то пошло не так. Давыдов уверен в том, что развитие такого импортозамещающего направления медпрома простимулирует принятие жестких мер: введение запрета на использование обычных одноразовых шприцев в медучреждениях через 2 года после издания соответствующего закона, а также запрет на их продажу через 3 года после издания закона. Кроме того, эти меры позволят снизить количество заражений и сохранят жизни десяткам тысяч наших граждан. Давыдов очень надеется, что власти поддержат его инициативу на законодательном уровне – ведь до тех пор, пока запрет на использование опасных шприцев не будет введен законом, двигаться дальше будет сложно. И чем скорее такое законодательство вступит в силу, тем быстрее мы добьемся развития наших инновационных производств и снижения статистики опасных инфекций у граждан и медработников.