Подвалы гражданских зданий не являются бомбоубежищем по сути — в них нет защитных гермодверей, своей системы вентиляции и стационарного дизеля, но в условиях чрезвычайной ситуации выбора у людей просто нет.
Юлия Гаспарова и ее помощники-волонтёры приложили огромные усилия, чтобы сделать на подземных этажах, ранее служивших залами для фитнес-тренировок, настоящее укрытие. На полу оборудованы спальные места с матрасами и одеялами, есть своя кухня, повара, а некоторые коридоры даже снабжены минимальной подсветкой. Всё зеркала внутри заклеены скотчем и сеткой — для безопасности, чтобы осколки не повредили людей во время взрывов.
Дизель-генератор включают для приготовления еды два раза в сутки. Верхней части здания сильно досталось, почти все стекла в окнах выбиты взрывной волной, на полу крошево от осыпавшихся стен. Но внизу — порядок.
«У нас тут условия просто супер, с едой всё отлично — рассказывает одна из женщин, – кормят два раза. Еда горячая, вчера был вкусный суп. У нас тут есть повара, хорошая администрация».
На вопрос, сколько внутри людей, отвечают, что сотни.
Большинство — женщины, дети и старики. Иногда администрация клуба формирует списки находящихся внизу беженцев, которые потом выкладывают в Сеть, но они не всегда бывают актуальными. «Я сейчас переписываюсь с одной девушкой из Москвы, у неё там знакомые. Пока ориентируемся только на видео оттуда. Обязательно скажите, если что-то узнаете», – пишет одна из женщин, разыскивающая там близких людей.
О жизни в подвале клуба «Московскому Комсомольцу» рассказал и человек, который сам укрывался там некоторое время.
– Много людей было внутри на тот момент?
– Более 400 человек.
– И многих на этот момент эвакуировали оттуда?
– Большинство, но кто-то остался и до сих пор там.
Воду и еду мы приносили из магазинов своими силами… Готовили на кострах на улице под обстрелами. Какая там ситуация на данный момент, даже представить себе не могу. Нужны питание для детей, памперсы и влажные салфетки. Лекарства тоже очень нужны.