МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Названа дата, когда ЕСПЧ прекратит прием жалоб от россиян

«Действие Европейской конвенции заканчивается 16 сентября»

Россия больше не член Совета Европы. Для простых россиян   это означает, что шансы добиться справедливости в Европейском суде по правам человека стали совсем призрачны. Но они пока есть. 

Даже профессиональные юристы запутались: как долго будут принимать обращения от россиян и обязана ли РФ будет исполнять решения по ним. Оно и понятно. С учетом «особенностей» выхода России из Совета Европы ситуация, что уж скрывать, беспрецедентная, и практика формируется прямо сейчас.

Обо всем этом — наша беседа с бывшим юристом ЕСПЧ (работал с 2011 по 2015 год), ныне экспертом проектов Совета Европы, кандидатом юридических наук Александром Суржиным. 

Фото: Global Look Press

- Александр, разъясните историю с выходом России из Совета Европы. Почему нас все-таки исключили, а не дали покинуть его добровольно? 

- Сразу оговорюсь, что я не выступаю в этой беседе как эксперт Совета Европы (меня на это никто не уполномочивал). 

Для начала немного хронологии. 25 февраля Комитет министров Совета Европы приостановил участие РФ. 15 марта ПАСЕ единогласно приняло Резолюцию, провозглашающую, что Российская Федерация больше не может быть государством-членом Совета Европы. В этот же день Россия уведомила, что хочет выйти сама на своих условиях. В итоге на внеплановом заседании утром 16 марта ее исключили.  

Почему не дали выйти самой? По неофициальной информации, на письме-уведомлении Сергея Лаврова вроде как не было «оригинальной подписи и печати», и оно было передано факсом. То есть формально не была соблюдена официальная процедура передачи такого уведомления.

- Все-таки как звучит повод для исключения в документе?

- Согласно тексту резолюции, Россию исключают ввиду «грубого нарушения» ст. 3 Устава об обязанности каждого государства-члена признавать принцип верховенства права, прав человека и осуществлять межгосударственное сотрудничество по их защите.

Вместе с тем, представляется, что Совет Европы использовал иной порядок выхода, не совпадающий с уставом.

- Что вы имеете в виду?

- Перед исключением государству-участнику должна быть предложена процедура по добровольному выходу в соответствии со статьей 7 Устава. А в нашем случае и предлагать не надо было — Россия сама же изъявила такое желание. По всей видимости, в контексте ситуации, было важно подчеркнуть: РФ не вышла, ее исключили. Вероятно, превалировала политическая конъюнктура.

Жаль, что никто не подумал о тех самых правах человека и о россиянах, для которых ЕСПЧ был последней надеждой. Никто не подумал о глубоком влиянии механизмов Совета Европы по успешному реформированию, например, пенитенциарной системы, повышения эффективности судебной власти, качества правосудия и т.д.. Ведь, помимо ЕСПЧ, членство в Совете Европы - это еще множество иных региональных и секторальных соглашений и организаций от борьбы с коррупцией до защиты биоразнообразия. 

То есть случилось первое в истории Совета исключение. В противном случае могло бы быть как с Грецией: в 1969 году она покинула Совет по своему желанию, а в 1974 году вернулась, повторно ратифицировав все конвенции. Однако ничто не мешает и РФ в будущем вернуться в Совет, если на это будет взаимная воля сторон.

- Правда, что 16 марта 2022 года ЕСПЧ приостановил рассмотрения всех жалоб россиян?

- Да, с формулировкой «до выяснения всех последствий исключения РФ из Совета». Но через несколько дней, а точнее 22 марта, это решение было отменено Резолюцией ЕСПЧ «О последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской конвенции по правам человека». Там же был установлен срок для прекращения действия Конвенции в отношении РФ — 16 сентября 2022 года.

- Почему сначала говорили, что жалобы от россиян в ЕСПЧ будут приниматься до 1 января 2023 года?

- Изначально речь шла о прекращении членства в СЕ по статье 7 Устава в конце финансового года, и, соответственно, Конвенция в отношении РФ продолжала бы действовать до 31 декабря 2022 года. Однако затем была Резолюция об исключении РФ из СЕ по статье 8 Устава, где нет привязки к окончанию финансового года. Ну и, как я говорил, в этой Резолюции установили конкретную дату - 16 сентября.

- Могли ли мы остаться в Конвенции по правам человека?

- Нет. Членство в Конвенции подразумевает обязательное членство в Совете Европы.

- Совсем запуталась. То есть мы уже должны не быть в ней?

- Именно. Но сложилась уникальная ситуация. Действие Европейской конвенции по правам, как мы знаем, в отношении территории и юрисдикции РФ продолжается вплоть до 16 сентября. Простите, что в третий раз называю эту дату, но она важна теперь для многих россиян 

- Что будет с российским судьей, который в ЕСПЧ?

- С судьей Михаилом Лобовым, длительное время работавшем в Совете Европы и только в январе 2022 года вступившим в должность судьи ЕСПЧ, ситуация неоднозначная. Была информация о сложении полномочий. Но, насколько я знаю, это не так. И если жалобы против РФ будут рассматриваться до 16 сентября, то его полномочия действуют как минимум до этого срока.  

- До 16 сентября будут приниматься любые жалобы россиян в ЕСПЧ?

- Да, никакого изменения процедуры подачи и рассмотрения жалоб в соответствии с Конвенцией и практикой ее применения Судом не произошло. Можно отметить лишь приостановку рассмотрения жалоб в отношении нарушений со стороны Украины с 2 марта 2022 года. При этом запросы на применение временных мер по 39-му Правилу Суда (приостановка экстрадиции, депортация и тд) в отношении Украины  продолжают действовать. 

Напомню также важный момент: россияне в соответствии с положениями ст.1 и ст.34 Конвенции имеют право подавать жалобы на предполагаемые нарушения их прав властями  остальных 46 государств-членов (включая все государства-члены ЕС, Украину, Турцию, закавказские и балканские государства). 

- Сколько жалоб россиян сейчас ждет своего часа в ЕСПЧ?

- Около 17 тысяч. Все они будут рассмотрены.

Еще один нюанс. Суд принимает жалобы на все события, которые имели место до 16 сентября. Напомню, что прежде чем подать жалобу, заявитель должен исчерпать все национальные механизмы, то есть пройти инстанции судов в РФ (и после  решения последней  должно пройти не больше  четырех месяцев). 

Попробую объяснить на конкретных примерах. Представьте, что государственные органы без должной процедуры (или с таковой, но с результатами которой он не согласен) изымают у человека квартиру 15 сентября 2022 года.    Чтобы пройти все  судебных инстанции в России, понадобиться, пожалуй,  год или два.  Но после этого он чисто теоретически может подать жалобу на вмешательство в право на уважение права собственности по Конвенции в 2024-ом году. Но если уволят российского судью и  юристов, то  кто будет работать с такими жалобами? Русскоязычные сотрудники секретариата Суда - граждане Украины, Армении, Грузии, Азербайджана, Молдавии? За счет какого государства-участника СЕ будет оплачиваться такая работа? Вопросов больше, чем ответов. 

- Станут ли жалобы россиян рассматривать в ЕСПЧ в приоритетном порядке с учетом сложившейся ситуации? 

- Пока юристы разгребают так называемые приоритетные жалобы и те, по которым посланы запросы (коммуникации) властям и получены ответы и комментарии с обеих сторон. Но никакого особого порядка рассмотрения жалоб для россиян не будет. Суд это отметил отдельно.

- Может быть, старые жалобы россиян будут быстрее рассматривать (есть ведь такие, что уже лежат там по 3-5 лет)?  

- Нет, к сожалению, здесь также все по стандартной процедуре, и никаких изменений не предусмотрено. Вообще ЕСПЧ пока никак не ограничивает себя в сроках рассмотрения. Есть определенные подвижки в дискуссиях по введению таких критериев, но, увы, пока это только разговоры. Ирония в том, что в сам ЕСПЧ часто люди жалуются именно на слишком долгое судебное разбирательство у них на родине. Ну, например, вынесено множество решений ЕСПЧ по данному виду нарушений против   Италии, Греции, где процедура в гражданских судах иногда затягивается на срок более 10 лет.  

- Если ли основания полагать, что большее число жалоб будет удовлетворено?

- Нет. Суд формально руководствуется только Конвенцией и практикой ее интерпретации. Я не хочу вводить читателей в заблуждение и делать необоснованные прогнозы.

- Обязана ли будет Россия выполнять решения, принятые по этим жалобам?

- Безусловно, ст.58 ЕКПЧ, на которую ссылался как министр Лавров, в своем уведомлении, так и Суд в своей Резолюции прямо содержат указание на то, что прекращение действия Конвенции, не освобождает государства от обязательств по ней. Более того, напомню, что в соответствии с положениями ч.4 ст.15 Конституции РФ, все вынесенные решения или постановления в пользу заявителей обязательны к исполнению. При этом, следует отметить, что выплата определенной Судом финансовой компенсации (так называемая «справедливая компенсация»), включает в себя также право на оплату юридических расходов как на национальном уровне, так и в ЕСПЧ.

- А как же поправки в Конституцию РФ о необязательности исполнении решений международных судов?

- Эти поправки касаются отдельных категорий дел, среди которых о выплате компенсации в 1,87 млрд. евро по жалобе акционеров ЮКОСА. Обоснование такого неисполнения требует специальной процедуры в Конституционном суде РФ. Можно с уверенностью говорить, что она не касается индивидуальных жалоб по стандартным уголовным или гражданским делам. Замечу, что относительно выплаты финансовой компенсации российские власти, как правило, всегда выступали добросовестными плательщиками (за исключением упоминаемого кейса ЮКОСА). Также необходимо помнить о специальной процедуре возбуждения пересмотра вступивших в законную силу решений национальных судов в связи с установленными ЕСПЧ нарушениями прав заявителя. Вот с этим, увы, не все было благополучно.

- Кроме ЕСПЧ россияне подавали жалобы в органах комитетов по правам человека ООН. Здесь ничего не поменяется?

- Нет. И к слову, там более лояльны к срокам финального судебного решения или события по делу: 5 лет в отличие от 4 месяцев у ЕСПЧ. Однако механизм исполнения решений органов комитетов по правам человека ООН не носит императивного характера. То есть  по факту исполнять или нет - это добрая воля государства-ответчика.  

Во вторник днем стало известно, что группа международных юристов предложила особое соглашение России с ЕСПЧ по переходному периоду. Оно включает целевое финансирование именно Суда, а не Совета Европы. В этом случае Европейский суд по правам  человека точно смог бы рассматривать жалобы россиян все ближайшие годы. А потом, глядишь, и ситуация  изменится. 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах