До Верховного суда дошел спор жителя Уфы с местным строительным магазином. Через сайт мужчина заказал напольную виниловую плитку. Покупка обошлась в 190 тысяч рублей. Но когда товар привезли на дом к покупателю, оказалось, что оттенок у плитки другой. Истец решил, что проблема кроется в цветопередаче изображений на сайте. Правда, напольное покрытие он все же принял и расписался в акте напротив строки «претензий не имею». Однако спустя два дня клиент передумал и направил продавцу почтой претензию с требованием забрать не подходящий по цвету товар и вернуть деньги. Письмо, как это нередко случается, до адресата не дошло и было возвращено разгневанному потребителю с пометкой «не вручно по иным причинам».
Искать справедливости покупатель отправился у Фемиды. В суде ему удалось взыскать с магазина потраченные на плитку 190 тысяч рублей, а также солидную неустойку за то, что строймаркет не удосужился миром решить проблему в течение полутора лет. Первая инстанция насчитала неустойку на 117 тысяч рублей, а в апелляции сумма была снижена до 79 тысяч. Но Верховный суд решил, что говорить о каких-либо штрафных санкциях для продавца вообще преждевременно. ВС напомнил, что по закону при дистанционном способе продажи на возврат товара у покупателя есть семь дней. Деньги продавец должен вернуть в течение 10 дней с момента получения претензии недовольного потребителя.
Но есть важный нюанс, о котором нижестоящие суды забыли. Покупатель обязан предоставить продавцу возможность осмотреть нежеланную покупку на предмет сохранности товарного вида и исправности. Кроме того, у продавца должна быть реальная возможность товар забрать. В ситуации с Интернет-магазинами это значит, что в лучшем случае потребитель не должен прятаться за закрытой дверью от продавца и обязан дать ему шанс вывезти товар. В худшем — должен привезти этот товар в магазин самостоятельно. В своем определении высшая инстанция прописала алгоритм действий покупателя онлайн-магазинов. Первый шаг — своевременно заявить о своем отказе от покупки. Второй шаг - обеспечить продавцу возможность проверить товар. Третий шаг — передать покупку обратно в магазин. Говорить о неустойке можно лишь в случае, когда потребитель весь алгоритм выполнил. Дело покупателя плитки Верховный суд отправил на пересмотр.