«О, мама-мама, я бездельник», – знаменитые строчки группы «Кино» про рабочую молодежь, которой по факту особо и негде работать, актуальны и по сей день. Чтобы повысить востребованность молодежи на рынке труда, многие страны делают ставку на институт ученичества на рабочем месте, вовлекая в него несовершеннолетних. В Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Норвегии учащиеся средних школ задействованы в трудовых отношениях в системе «дуального» профессионального образования, когда совмещаются обучение в школе и на работе.
Если в этих странах подобные системы показывают свою эффективность, то почему не попробовать воссоздать их у нас? Например, взять швейцарскую модель, которую эксперты называют «золотым стандартом». Закон о профессиональном обучении 2002 года в Швейцарии обязал региональные власти поддерживать трудоустройство подростков, получивших базовое образование, и обеспечивать условия для компаний по созданию специальных ученических рабочих мест.
Великобритания также поддерживает обучение молодых людей во время работы. За прием на стажировку подростка от 16 до 18 лет работодатель получает 1 000 фунтов. А в Новой Зеландии, если работодатель нанимает молодого человека возрастом от 15 до 24 лет с возможностью приобрести новые навыки, то государство платит пособие.
При этом в Швейцарии легкая работа разрешена с 13 лет, с 15 лет подросток имеет право подписывать контракт на полноценное трудоустройство. В Великобритании подросткам 13–15 лет разрешена частичная занятость, а в Новой Зеландии и вовсе нет минимального возраста для трудоустройства.
В России с 2014 года также внедряется система дуального образования. Но пока проект все еще на стадии пилота и захватывает короткие периоды обучения, а не является постоянной практикой.
Исходя из успешного опыта стран, Дмитрий Давыдов предлагает снизить возраст для вступления в трудовые отношения до 13 лет (с согласия родителей) и до 15 лет (самостоятельно). Для компаний, устраивающих на новые вакансии подростков 13–18 лет и обучающих их на рабочем месте, предоставлять субсидии при условии дальнейшего сохранения рабочего места. Освободить работающих подростков 13–18 лет от взносов по социальному страхованию, а также от всех налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ. Отменить занижение нормы часов в день и в неделю при совмещении учебы с работой, оставив лишь общий возрастной лимит в 24 часа и 35 часов, но только при условии соблюдений требований по обязательному образованию.
«Для того чтобы не было безработицы, нужны функционирующие предприятия. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы дать возможность подросткам получать профнавыки и реализовывать их. Если проработать объективно налоговые нюансы, то эту модель можно будет применять ко всем слоям населения, кому удобнее урезанный график работы», – считает социолог Михаил Галицкий.
Если власти страны обратят внимание на эту идею, то, по мнению Давыдова, их реализация должна мотивировать подростков набираться опыта еще до получения полного среднего образования, а значит, им будет легче построить карьеру в будущем. Еще один важный эффект: благодаря вовлеченности подростков в работу у них будет меньше свободного времени на деструктивное поведение, что приведет к сокращению подростковой преступности.