А уход европейских торговых сетей с нашего рынка тоже ведь порождает вопросы и кинематографические ассоциации. Раз ваше это нравственное чувство запрещает вам продавать трусы российским подросткам, то почему оно возникало так дозированно? По одной крупной сети в день. Сначала ИКЕА, потом H&M, потом Zara (хотя с буквой Z в названии могли и остаться), потом ОБИ... Отдельный такой же дозированный, по одному в день, список ушедших люксовых брендов одежды, косметики. Это же психическая атака офицерского каппелевского полка из «Чапаева». В полный рост в черных мундирах и с развернутым знаменем, на котором череп и кости.
Россия уже лидер по числу введенных против нее санкций, по данным Castellum.ai. И лидируем мы с огромным отрывом. Против нас 5,5 тысячи, а против занимающего второе место Ирана 3,6 тысячи. Северная Корея получила вообще только 2,1 тысячи санкций.
Не знаю, на какой эффект рассчитывали устроители всего этого санкционного шоу. Лично у меня все это ничего кроме тихой ярости не вызывает. И не потому что «нашли, чем нас испугать: мы в детстве гудрон с асфальта вместо жвачки жевали». Хотя было дело — жевали. А потому что любое силовое воздействие извне на государство вызывает то, что социологи называют «сплочение вокруг флага». Не учли этого наши руководители перед началом специальной военной операции. Не учел этого и коллективный Запад, начиная тотальную санкционную войну со всем населением России.
Умнее всех оказалась популярная японская сеть, торгующая спортивной и повседневной одеждой. Которая осталась в России и так аргументировала свою позицию: «Одежда относится к предметам, которые необходимы для жизни».