37-летний Вадим Комаров, осужденный в России за бандитизм и отбывавший наказание в тюрьме №1 Ульяновской области, не ест и не пьет вот уже пятые сутки. Сухая голодовка опасна для жизни, но он надеется — только так можно привлечь внимание к своей судьбе.
Комаров из Харькова. Арестовали его в Москве по обвинению в особо тяжких преступлениях, совершенных на территории России в 2011-2013 годах. Речь о двух заказных убийствах и одном покушении на убийстве.
При этом, как уверяет следствие, в одном из случаев лично Комаров выпустил 11 пуль в хозяина мастерской, занимавшейся ремонтом дорогих авто. Вообще это было громкое дело о банде киллеров, поскольку одним из убитых был человек, в свое время разоблаченный погибшим в тюрьме юристом Сергеем Магнитским. Как бы то ни было, Комаров вину не признавал и на стадии следствия паспорта не предоставил. А потом неожиданно в деле появился паспорт гражданина на имя Комарова, выданный якобы в Ялте.
- Но УМВД по городу Ялте ответило нам, что никогда такой документ не оформляла, и что данных о гражданстве РФ у Комарова нет, - говорит его защитник Иван Сидоров. - Потом было установлено, что Комаров был и остается гражданином Украины. Нашелся и его настоящий украинский паспорт, выданный в Харькове (копия есть в распоряжении редакции). После приговора его отправили в тюрьму № 1 Димитровграда Ульяновской области. С тех пор заключенный просит передать его Украине, чтобы он мог отбывать наказание на родине, в Харькове, где все его близкие.
Россия и Украина являются участниками Конвенции о передаче осужденных 1983 года. Процедура такая: осужденный пишет обращение в Минюст страны, где находится, ведомство отправляет запрос коллегам, и если те соглашаются принять уголовника, то последнее слово остается за судом. Так случилось и с Комаровым: он обратился в Минюст России, оттуда ушло письмо в Минюст Украины, где ответили согласием.
- Последнее письмо из Минюста России мы получили 22 февраля 2022 года, то есть за два до начала спецоперации, - говорит Сидоров. - Мы надеялись, что его вот-вот отправят. Но теперь вообще не понятно, произойдет ли это в обозримом будущем. Связи с близкими у Комарова сейчас нет, он боится, что с ними что-то случилось.
Если мыслить здорово: куда Комарова сейчас отправлять? В Харькове, мягко говоря, небезопасно. Да и местным тюремщикам вряд ли сейчас нужен еще один арестант (если только не для последующего освобождения и участия в боевых действиях).
Мужчина объявил голодовку в знак протеста против приостановления процедуры его передачи на родину. Он требует каких-то гарантий, что это рано или поздно случится. Но их ему даст?
- Дипломатические отношения между странами разорваны, но он действительно имел право по Конвенции отбывать наказание дома, - говорит член СПЧ Андрей Бабушкин. - Уверен, есть и граждане РФ, отбывающие тюремный срок на Украине, которые хотят сейчас домой.
Интересный, но грустный факт: в свое время Россия отправляла на Украину немало людей, которым там угрожала реальная опасность (например, они разыскивались украинской полицией за политическую деятельность, за их активную поддержку присоединения Крыма к России и т. д.)
- Я знаю шесть достоверных случаев, но полагаю, что их намного больше, - говорит Бабушкин. - Потом эти люди получили большие сроки на родине. Я в МИДы двух стран направлял запрос — что с этими украинскими гражданами, где они? Ответов не получил.
Речь о гражданах Украины, которые были задержаны в России по ходатайству украинской стороны (преступлений в нашей стране они не совершали). Один из таких сейчас содержится в подмосковном СИЗО.
32-летнего гражданина Украины Евгения Дайнеко задержали в начале октября 2021 года в Красногорске по поручению Интерпола (по просьбе украинской стороны).
- Изначально спецслужбы Украины ввели в заблуждение сотрудников прокуратуры Красногорска, указав, что Дайнеко был причастен к угону воздушного судна, - говорит адвокат Дмитрий Алекринцев. - Когда Дайнеко был помещен под стражу, представители Украинцы прислали документы о том, что он причастен к угону старого автомобиля ВАЗ-2106. Но в действительности все связано с его деятельностью во время политического переворота на Украине в 2014 году.
Он активно выступал против «Правого сектора» (запрещенная в РФ экстремистская организация) и был на стороне законной, на тот момент, власти президента Януковича. После переворота на Украине Дайнеко бежал в Крым, оттуда в Московскую область. В России у него появилась семья, в 2015 году ребенок родился. Возвращаться на Украину он не собирался, это для него крайне опасно. Была информация, что он разыскивается «Правым сектором».
Дайнеко просил политического убежища — ему отказали. В решении об отказе, приводятся доводы: дескать, Дайнеко мог быть мобилизован в Вооруженные силы Украины и только поэтому не возвращался на родину.
- Но Дайнеко к военной службе не годен по состоянию здоровья, у него отсутствует один глаз и имеются хронические заболевания, - говорит защитник.
Как бы то ни было сейчас Дайнеко сидит в подмосковном СИЗО вообще, по сути без оснований. Как его будут передавать Украине, которая делала запрос? Никак. Тогда зачем он вообще сидит под стражей? Никаких преступлений в России человек, повторюсь, не совершал.