МИД РФ и Ростуризм собирается вывозить россиян из других европейских стран, из-за того, что там появились проблемы с логистикой и возвращением, но значится ли соседняя Украина, где сейчас ведутся активные боевые действия, в этом списке?
А ведь там наших больше всего. Многие семьи - российско-украинские, многие работали там, да и просто ездили друг к другу в гости. Граница была открыта до последнего. Даже несмотря на то, что отношения с 2014-го года, между нашими государствами были не ахти.
«С российской стороны граница в ночь с 23 на 24 февраля спокойно всех ещё пропускала, и никого не предупреждали о том, что начнётся с минуты на минуту спецоперация», - рассказывает россиянка, чья дочь сейчас находится на Украине.
«Не только детей к родителям или родителей к детям, а даже девушек, ехавших к подругам, пускали! Как.... Почему заранее не сказали, чтобы не пускали, ведь наверняка что-то было известно?»
Все, чего сейчас могут добиться эти несчастные родственники от властей, когда звонят по телефонам «горячей линии» и требуют хоть какого-то ответа, это официальной рассылки в мессенджеры вот такого пресс-релиза:
«Настоятельно рекомендуем российским гражданам, находящимся на территории Украины, соблюдать повышенные меры личной безопасности, проявлять выдержку, избегать мест скопления людей, а также военных объектов.
Призываем граждан России сохранять бдительность и осторожность, а также следить за сообщениями МИД России и МО РФ».
«Самое страшное, что они даже боятся выйти на улицы, в те же укрытия, потому что неизвестно, какая реакция будет на то, если окружающие поймут, что это русские. Все сейчас в психозе, никто не будет разбираться», - говорит москвичка Зоя, чья подруга-россиянка, ее маленькая дочь и мать ждут своей участи в Николаевской области, куда поехали к умирающей бабушке.
Очень много русских специалистов заперты в Киеве. Со мной связалась целая группа россиян, которая также в растерянности.
Мы переписывались всю ночь. У ребят уже нет сил бояться. «На четвёртый день началась апатия, усталость, появилось желание, чтобы хоть что-то уже произошло, лишь бы не эти полные непонятки во всем, - написал мне Алексей (имя изменено - авт.)
- Нас больше 20 человек, живем в разных местах Киева. Все сотрудники компании с российскими паспортами. Любая проверка потенциально может стать последней, хотя мы официально трудоустроены тут. Выехать не можем - мы без транспорта».
- А где вы здесь живёте? Есть ли у вас дети?
- Квартиры съёмные, официально с риэлторами, договоры есть. Дети есть. Кто-то с семьями. Кто-то приехал полгода назад, кто-то три. Все нормально же было. Нормально жили, работали.
- Ваши украинские коллеги сейчас где?
- Сейчас все, кто смог, покинули Киев. Некоторые выехали на поездах во Львов или ближе - по Житомирскому направлению. На границе с Польшей трэш, пишут. Три дня уже 10 километров сами украинцы едут. Для нас должен был быть подготовлен какой-то план общий эвакуации, но мне он неизвестен. Сейчас в принципе с перемещениями может быть опасно даже на одиночных машинах, даже когда они есть.
- Обстрелов боитесь?
- Ну как. Между квартирой и подземным паркингом бегаем. В зависимости от ситуации. В моём районе сейчас рядом пока ничего такого, только издалека слышно.
- Кличко написал поздно вечером, что город окружен. Выехать из него невозможно никому. Фактически есть и пить нечего. Это так?
- Мы никак не поймём, откуда такая информация. У нас есть еда и вода сейчас. Какие-то магазины, наверное, работают, сложно сказать, полтора дня комендантского часа. Выходить запрещено. Тем более в нашем положении. Нас местный украинский коллега подбросил от места проживания к другим коллегам на машине в первый день. И ещё мы один раз сходили до магазина и один раз между домами. Это короткие расстояния. На длинные не рискуем.
Кто с ноутами и интернетом, там, где относительно тихо, кому позволяет моральное состояние, те продолжают работать. Это помогает отвлечься, конечно.
- Ваши дальнейшие планы действий?
- На этот вопрос нет ответа, потому что главное в данный момент - безопасность. Или безопасно выехать, или безопасно пересидеть. Учитывая наши документы, мы не очень чувствуем себя в безопасности. Учитывая, что обсуждался еще выход заключённых из тюрем, просто не знаю, что нас ждёт. Если будут мародёры, то это русская рулетка.
- Но вы обсуждаете какие-то варианты собственного спасения?
- Может, есть какое-то посольство, которое неприкосновенно, где нас примут? Здесь дети. Может, турки вывезут своих граждан и нас заодно? Я думаю, много похожих ситуаций с россиянами во многих городах. И что делать дальше, никто не знает. Спасибо хотя бы за то, что выслушали. Отсутствие любой информации очень влияет на самообладание людей.
Украинцам в этом плане везёт. Их беженцев готовы принять многие страны мира. Они могут пересечь границы ЕС даже по внутреннему паспорту.
Россияне же, в данной конкретной ситуации, оказались не нужны никому. Разве это правильно?
«До границ в нашу сторону и до Беларуси не доехать - идёт спецоперация, до границ, например, в более спокойную Молдову, тоже надо еще добраться, и не понятно, впустят ли наших. Очень велик риск встретить граждан Украины, озлобившихся на всех россиян. Хотя мы-то здесь при чем? И по этому поводу полнейшее молчание. Будто бы нас здесь нет. Банковские карточки ещё пока работают, но не везде, ещё чуть-чуть, и совсем останемся без средств», - это оценка ситуации россиянки, которая сейчас во Львове.
Мы уже обращались в МИД России с просьбой помочь нашим соотечественникам. И напрямую лично к Марии Захаровой. Но ответа так пока и не получили. Хотя что может быть важнее для великой страны в столь трудной ситуации, как не позаботиться в первую очередь о своих гражданах?
Иван Мельников, вице-президент Российского подразделения Международного Комитета защиты прав человека:
«В связи с тем, что в мой адрес поступают многочисленные обращения о гражданах Российской Федерации, находящихся на территории Украины в настоящее время, я со своей стороны готовлю обращение в Министерство иностранных дел и лично к Сергею Викторовичу Лаврову относительно оказания им содействия в том, чтобы они могли покинуть территорию Украины.
Естественно, их нахождение там в настоящее время вызывает большую обеспокоенность. Нужно понимать, что они не могут куда-то выйти, есть опасность того, что, если они будут обнаружены, их могут назвать российскими диверсантами.
В том же Киеве сейчас обстановка максимально накалена и, конечно, есть угрозы их жизни и здоровью. Я очень рассчитываю на то, что со своей стороны Министерство иностранных дел РФ совместно с профильными ведомствами примут все возможные меры для эвакуации граждан России, тем более, что в нашей Конституции прописано в том числе и необходимость защиты граждан России, находящихся за ее пределами. Сейчас это вопрос стоит как никогда остро».
Читайте также: «В Европу хлынули беженцы с Украины: «Пешком 20 километров»