Муниципальный транспорт прекратил работу, метро открыто только как убежище, мосты через Днепр перекрыты военными, прекратили работу даже до сих пор безотказные трамваи и придомовые киоски по продаже очищенной воды. В таких условиях в Киеве в воскресенье не работает вообще ничего – нечего и выходить на улицу из убежища.
Но люди ходят – в первую очередь упорные женщины и мужчины со своими собаками. Детей на улицу не выводят уже четвертые сутки, а вот собаки в выигрыше – хозяева теперь, как правило, дома, и гуляют с питомцами вокруг своего жилья, там, где все более-менее знают друг друга. Любой чужой без собаки и хозяйственной сумки в руках (рюкзак как раз отягчающее обстоятельство) тут же подвергается деятельному вниманию – мамочки звонят в полицию, русскоязычные мужчины очень серьезно интересуются, выговаривает ли подозреваемый прохожий украинское слово «паляныця»?
В чатах жильцов творится какое-то безумие – люди организовываются в группы и на полном серьезе ищут метки для ракет и еще чего-то от российских диверсантов. Эти метки, согласно обращениям мэра, волонтерских штабов и призывам военных, выглядят как светоотражающие ленты на деревьях, какие-то метки на уже и так «помеченных» ярко желтых газовых трубах и почему-то красные круги в виде мишеней на крышах. Последние приказано замазывать смолой. Возле дома корреспондента «МК» соседи нашли на дереве бумажку в ладонь с какими-то кружками и перекрестьем – все всерьез радуются «спасению» района от прилета крылатой ракеты.
В субботу на этом фоне возникло движение за отключение в телефонах геолокации, якобы по скоплению телефонов тоже можно было наводить запеленгованные цели. Это выглядело как минимум логично, но к вечеру субботы градом посыпались опровержения – бумажные метки на деревьях – это правда, а пеленг телефонов – сплошной фейк.
Люди деятельны и нервны. Без какого-либо военного опыта, скученные в своих квартирах, они отзываются на любой сигнал тревоги. В ночь на воскресенье постоянные «воздушные тревоги», которые следуют каждые пару часов, вдруг сменились заявлением, озвученным в том числе и на центральных телеканалах – Киев ждет массированного обстрела. Сообщение, продублированное сразу в десятке официальных телеграмм-каналов в течении минуты, отозвалось хлопающими дверями на лестничных площадках и криками разбуженных детей, которых срочно спускали в убежища.
Никто не анализирует обстановку и не думает о маркерах конкретной опасности: о расположении дома, его характеристиках и месте по отношению к военным действиям. С востока, со стороны Борисполя никаких боев и россиян нет. Но тут бегут в подвалы «от артиллерийских обстрелов» так же, как и на Оболони. Что будет с психикой и организмами людей, третьи сутки «отсыпающихся» в таких крутых, крепких, но в принципе неотапливаемых бомбоубежищах как подземные парковки при элитных жилых комплексах, непонятно. Элитные ЖК с ангельскими названиями и дорогими квадратными метрами оказывается имеют свои неожиданные недостатки.
Мужчинам в территориальной обороне легче, они при деле – при автоматах с надежными понятными еще «советскими» деревянными прикладами. На сегодня в Киеве роздано территориальной обороне 37 тысяч таких стволов. Их фильтруют – людям без боевого опыта чаще достаются укороченные «полицейские» АКСУ, они калибра 5,45 и более безопасны в городе, не прошибают насквозь тела.
Эти люди перемещаются вместе с армией в многочисленных мобильных группах в гражданских машинах. Территориальная оборона держится за свои разнообразные штабы, которые координируются из генерального штаба – благо все теперь близко.
А генеральный штаб Украины отправил в киевскую тероборону всех военных инструкторов по подготовке расчетов «Джавелинов» и другой сложной западной противотанковой и противовоздушной техники. Этих экспертов решили не отправлять обратно в свои бригады – они разбросаны по стране, а главная битва сейчас возле Киева. Тероборону используют не как предполагалось – на постах внутри городов – они просто превратились в мотивированную местную пехоту, которая используется на периметре. На улицах людей с оружием просто не видно, с патрулированием по-прежнему справляется полиция, а власть решает вопросы со штрафами и эвакуаторами – кучи гражданских автомобилей, неправильно запаркованных возле штабов сопротивления, вроде вывозить на штрафные стоянки ни к чему, но в Киеве настолько быстро все меняется, что многие мирные сервисы все еще продолжают работать.
А некоторые работают совершенно по-новому – например, три сети продуктовых супермаркетов заявили о запуске в Киеве услуги обналички на кассах. То есть своей картой можно не только расплатиться за продукты, но и получить с нее до 5000 наличных гривен. Деньги в супермаркетах для выдачи населению есть, в отличие от ассортимента продуктов. Непонятно, с чем откроются магазины столицы Украины в понедельник, в субботу из них выносили даже супердорогие итальянские спагетти и сыры, покупали просто «еду», не глядя на цены.
Будет ли подвоз продуктов и воды в магазины – еще один важный вопрос для устойчивости обороны города.