— Это больше политическое и стратегическое заявление, которое свидетельствует о том, что наконец свершится то, о чем мы мечтали, в Крым вернется днепровская вода, — говорит профессор Тарасенко. — Работа предстоит немалая. Надо возродить саму структуру обслуживания Северо-Крымского канала, мощные насосные станции, которые поднимали воду. А также восстановить акведуки, желоба и всю трубную часть. Надо чистить ложе канала. Проводить исследования, собрать необходимую группу людей, нужных специалистов. Там ведь в свое время была создана большая разветвленная сеть отводов оросительной системы, стояли водозаборные и дождевальные установки. Их было сотни по всему северу Крыма. Я думаю, что сейчас произойдут серьезные изменения как в Малороссии, так и во всей Украине. И днепровская вода, которая рождается на территории России и Белоруссии, дойдет до Крыма. Пойдет на Саки, Красногвардейск, на Северный Крым, особенно — на степную ее часть. Это справедливо. И это великое благо. Но для восстановления инфраструктуры потребуются огромные вложения.
— Обыватели думают, что сейчас дамбу, которая была возведена украинским режимом выше административной границы с Крымом в 2014 году, разрушат, и поток воды из Днепра пойдет по привычному маршруту на полуостров.
— Этого делать ни в коем случае нельзя. Можно натворить немало бед. Там начнутся наводнения, вода может накрыть большие территории. Это огромный сегмент хозяйственной деятельности Крыма. Все надо делать разумно. Обследовать, чтобы не было сифонов, никуда не уходила вода. Восстановить всю структуру. Но прав глава республики, к подаче днепровской воды надо готовиться уже сейчас.
— К посевному сезону, к апрелю-маю, могут по Северо-Крымскому каналу пустить воду?
— По крайней мере магистральная часть канала к этому времени уже может быть подготовлена. Это должен взять на себя региональный и федеральный бюджет. Для того чтобы восстановить полностью всю инфраструктуру, потребуются несколько лет и колоссальные средства. Нужно ведь еще решить, кому подать эту воду — фермерам, хозяйствам, кто за это будет платить. Все это не так просто.
— В соцсетях выставляют фотографии, на которых видно, что канал частично зарос камышом.
— Неудивительно, ведь столько лет прошло. Чего там в русле только нет. Там не только камыш растет, неразумные головы сбрасывали туда отходы как растительного, так и техногенного характера. Теперь требуется санитарная очистка канала. Процессы происходят сейчас знаковые. Дай бог, чтобы все сложилось, в том числе и у нашей братской Украины.
Ранее директор Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий поделился с «МК», что у них было 2400 гектаров поливных земель. А в 2014-м случилась «сухая» блокада, Украина перекрыла плотиной Северо-Крымский канал. Почти восемь лет дождевальные машины оставались стоять на полях, у специалистов не хватало сил и духу резать на металл то, что их кормило. Теперь все опять пойдет в дело.
Новость о скорой подаче днепровской воды стремительно распространяется в соцсетях. У фермеров Джанкойского и Раздольненского районов сейчас только и разговоров о том, что снова можно будет в больших количествах выращивать на полуострове овощи и рис.