МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Я живу по завету Солженицына: «Жить не по лжи». Жить честно»

Бывший генеральный директор Лебединского горно-обогатительного комбината Анатолий Калашников о своей жизни, родном комбинате, автобиографической книге и провокаторах

Лебединский горно-обогатительный комбинат в городе Губкине Белгородской области – один из крупнейших в мире производителей железорудного сырья. Причем не просто сырья, а экологичного горячебрикетированного железа (ГБЖ), которое позволяет производить сталь с наименьшими выбросами вредных веществ и парниковых газов.

Анатолий Калашников. Фото: Черкашина Алла Владимировна

Это «зеленая» металлургия с низким углеродным следом – будущее индустрии в свете борьбы с глобальным изменением климата. В этом уникальность комбината для России, да и в мире таких немного.

Сегодня Лебединский ГОК, входящий в компанию «Металлоинвест» Алишера Усманова – крупнейший мировой поставщик ГБЖ. Такого могущества он достиг благодаря стратегии и инвестициям Металлоинвеста, в прошлом году отметившего свой 15-летний юбилей. На комбинате постоянно строятся новые мощности. Планируется запуск уже четвертой установки по производству ГБЖ.

А в этом году памятная дата будет у самого Лебединского ГОКа – ему исполняется 55 лет. В 90-е годы, когда промышленность России лежала в руинах, комбинат был оазисом благополучия и стабильности – благодаря легендарному советскому и российскому горному инженеру Анатолию Тимофеевичу Калашникову. Он грамотно руководил ЛГОКом с 1988 по 1997 годы и понял преимущества ГБЖ, построив на комбинате первый комплекс по производству этой продукции.

Потом случилась обычная для 90-х история: пришли новые собственники – банк «Российский кредит», директор лишился своего поста, у комбината начались сложные времена. К стабильному развитию комбинат вернулся в 2000-х годах, когда акции предприятия были выкуплены структурами Алишера Усманова.

В течение 20 лет после своей отставки Анатолий Тимофеевич писал воспоминания – о своей молодости, о комбинате, сложной истории 90-х годов. Книга «Карьера у карьера» пропитана любовью к России, родному ГОКу, горнякам и жителям Губкина. Принципиальный автор не щадит недругов, в оценках событий он резок и откровенен – книга читается на одном дыхании. Одного тиража оказалось мало. Поэтому Анатолий Тимофеевич готовит к выпуску второе издание книги.

Мы встретились с Анатолием Калашниковым в Губкине, где он живет все эти годы. Отметивший полтора года назад 80-летний юбилей Анатолий Тимофеевич поражает своей отличной формой, энергией и глубоким профессионализмом.

Мы поговорили о том, как создавались мемуары, узнали, как сейчас бывший директор оценивает состояние дел на Лебединском ГОКе.

- В этом году Лебединскому ГОКу исполняется 55 лет. Какие изменения Вы видите на комбинате за годы, прошедшие с того времени, когда Вы возглавляли комбинат?

- Изменений много, и кадровых, и технологических. Когда меня «ушли» в 1997 году, на комбинате работала одна очередь завода горячебрикетированного железа, а сегодня их уже три, а через 3 года будет построена четвертая. Пример дурной заразителен! Я шучу, конечно. Михайловский ГОК и Стойленский ГОК тоже подхватили – решили делать брикеты. А 25 лет назад мы были единственным производителем брикетов в России и Европе, нам было сложно начинать этот путь.

Лебединский ГОК, начиная с 1983-го года был самым известным в стране и за рубежом горно-обогатительным комбинатом России. «Немецкая волна» делала цикл передач по Лебединскому ГОКу в конце 90-х, который назывался «Коммунизм на отдельно взятом предприятии». И они добавляли «без всяких дураков». Поэтому меня радует то, что нашлись люди, которые сумели это дело достойно продолжить. И, как говорил незабвенный Горбачев: «Углубить, усилить, укрепить» - развить.

То, что сейчас делает Металлоинвест - это большое дело для страны, для всех металлургов и людей, живущих в городах, где работают предприятия компании.

Это пример электрометаллургии, которая по экологическому воздействию ни в какое сравнение не идет с традиционными домнами, мартенами с коксохимом.

Владелец Металлоинвеста - Алишер Усманов и его команда поступили дальновидно, взяв курс на «зеленую» металлургию – производство горячебрикетированного железа. И сразу из ГБЖ можно выплавлять сталь и делать разлив тонких слябов. Я не знаю, есть ли такие планы – строить разливочные мощности на комбинате, но в принципе это вполне возможно. Это будет стоить в 2 раза дешевле, чем традиционное металлургическое производство.

Я думаю, что доменные производства будут закрываться повсеместно, так как они не выдержат конкуренции с ГБЖ и электропечами. Доменный процесс известен, по меньшей мере, с каменного века. 300 лет прошло с того времени, когда Демидов на Урале домну соорудил. Время этих коптящих производств, которые наносят непоправимый ущерб экологии, проходит. Это мировой опыт, просто на Лебединском ГОКе это сделали первыми в Европе, и сегодня Лебединский ГОК известен во всем мире.

- В интервью, посвящённом 15-летию Металлоинвеста, Алишер Усманов отметил, что именно Вы опередили время и сделали ставку на ГБЖ. Как вам удалось предвидеть эту перспективу ещё в 90-е годы, когда отечественная промышленность пребывала в глубокой депрессии?

- Да, Алишер Усманов сказал: «Гениальное, так сказать, предвидение Калашникова…». Отдал должное.

Я интересовался мировым опытом, и знал, что за рубежом делают брикеты, стоят они дороже окатышей и пользуются высоким спросом. Я сказал: «Будем делать!».

Тогда мои друзья, знаменитые металлурги, скептически относились к ГБЖ: зачем что-то менять. Как-то в Новокузнецке меня директор Запсиба на своей «Волге» привез на окрестности посмотреть, а город в котловине расположен, там 2 металлургических завода… Я не стал из «Волги» выходить. Говорю: «Слушай, противогаз давай».

Это уже сейчас все поняли преимущества ГБЖ. Липецк – это первый пример, он решил построить ГБЖ на Стойленском ГОКе, следом, видимо, подтянутся Магнитка, Череповец и другие комбинаты

Мы же изначально решили развивать комбинат в соответствии с резолюцией ООН по устойчивому, гармоничному развитию общества. На парламентских слушаньях в Москве комбинат был признан соответствующим рекомендациям ООН. Мы начали делать рекультивацию земель в объеме больше, чем все 6 украинских ГОКов. Когда я сюда приехал, то при сильном ветре случались пыльные бури, как в Сахаре – сдувало песок с отвалов. Мы придумали, как рекультивировать отвалы. Нам за это дали премию Совета министров СССР.

Мы старались комплексно подходить к благополучию людей – большая зарплата, хорошее жилье, забота о здоровье.

Я считаю, что комбинат в надежных руках, направление развития - правильное. ЛГОК стал уже не российским, а мировым центром производства брикетов. Губкин и Старый Оскол развиваются, занимают высокие места в рейтингах по уровню благополучия, благодаря Лебединскому ГОКу и ОЭМК. Качество жизни и благополучие людей – это главный критерий оценки работы любого руководителя.

- Ваша книга описывает историю конфликта Лебединского ГОКа с акционером банком «Российский кредит» в 1997 году и ваш уход с поста главы комбината. После этого Лебединский ГОК лихорадило, сменялись руководители, был кризис неплатежей. Как удалось преодолеть этот кризис, что стало переломным моментом для предприятия?

Ситуация стабилизировалась с 2001 года, когда, по моему совету директором комбината был назначен Борис Малявин. До этого были три года безвременья, когда поменялось три директора, не имевших отношения к горному делу или металлургии.

Идея объединить Лебединский ГОК и ОЭМК родилась у Алишера Усманова давно, он мне предложил в 1995 году возглавить объединенную компанию. Я отказался, предложив вернуться к этому вопросу, когда будут построены четыре очереди завода ГБЖ на ЛГОКе и достроен прокатный стан на ОЭМК.

Позже Металлоинвест консолидировал ОЭМК, Лебединский ГОК, Михайловский ГОК, и это сделало неуязвимой экономику наших регионов за счет значительных налогов.

У людей сегодня есть уверенность в завтрашнем дне. Я думаю, что никто не вкладывает сегодня в социальную сферу столько, сколько Металлоинвест. Мне запомнились слова Усманова: делиться надо, не должно быть такого большого разрыва в доходах. Поэтому надо поднимать зарплату, чтобы люди были довольны.

Им поставлена задача довести среднюю зарплату на комбинате до 1000 долларов. Уверен, что этот рубеж будет преодолен. У Металлоинвеста – хорошая команда управленцев во главе с Назимом Тофиковичем Эфендиевым, у них есть опыт внедрения новых технологий, и денег на техническое перевооружение они не жалеют.

- Ваша книга «Карьера у карьера» стала событием. Расскажите об истории ее создания. Что хотелось донести до читателей?

Я начал ее писать в 2000 году по горячим следам. Периодически бросал, возвращался, откладывал и все-таки «домучил». Когда начинал писать – компьютеров не было еще. Писал ручкой, потом отдавал в расшифровку, процентов тридцать материала исчезло. О Юрии Власове, о дочери Льва Толстого, о Маргарет Тэтчер, о том, какая она была отважная и волевая женщина, - ничего этого нет.

Несмотря на все препятствия, книга вышла в свет.

- В книге Вы цитировали статьи в СМИ, в которых говорилось о сделках с активами компании «Газметалл», владевшей и акциями ЛГОКа. Складывалось впечатление, что Вы негативно оценивали консолидацию Лебединского ГОКа и ОЭМК структурами Металлоинвеста. Сейчас изменили свою точку зрения?

Нет, я никогда не возражал против идеи консолидации Лебединского ГОК и ОЭМК, только считал, что это преждевременно: вначале Лебединскому ГОКу надо построить завод брикетов, а ОЭМК -прокатный стан.

Тогда был сделан верный ход - объединение активов в одних руках, особенно ОЭМК и Лебединского ГОК, связанных в единую технологическую цепочку – (концентрат с ГОКа по пульпопроводу доставляется на ОЭМК). К этому дело шло, и пришло бы и при мне.

Я тогда уже отошёл от дел. Читал об этих событиях в прессе. Сейчас понимаю – ничего там сверхординарного не было.

Комбинаты все это время интенсивно развивались. Только на Лебединском ГОКе построили еще две установки ГБЖ, запланировано еще две, а это большой шаг вперед.

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас на различных интернет-ресурсах появляются публикации, написанные как под копирку. В этих публикациях звучат требования к Металлоинвесту - доплатить за акции, выкупленные в 2007 году у миноритарных акционеров Лебединского ГОКа. Якобы, цена выкупа была заниженной. Что Вы думаете об этой истории?*

«Якобы пострадавшие» считают, что акции у них выкупили по заниженной цене. Аудиторская фирма определила цену за 1 акцию - 5 тыс. рублей, эти акционеры получили по 8 тыс. рублей за акцию. ЛГОК в целом был оценен для этого выкупа почти в 6 млрд долларов – это не просто справедливая цена, но и явно выше рыночной стоимости комбината в те годы. Все это случилось 15 лет назад. Сейчас возбудились какие-то бывшие миноритарные акционеры, одним из которых является некий Андрей Иванов, по его  словам, бывший работник ЛГОКа .

Это группа "правдоискателей" якобы обратилась в компетентные органы 4-х европейских стран с жалобами на беззаконие. Они, а возможно за ними стоят люди, например, кто-то из конкурентов Металлоинвеста, подняли ор на весь мир, якобы их ограбили. Складывается впечатление, что это сделано специально, дабы не допустить выход Металлоинвеста на фондовые биржи в Лондоне и Москве. Для этого надо опозорить коллектив комбината и его владельца Алишера Бурхановича Усманова.

Я знаю его 25 лет: в середине 90-х он появился на ОЭМК, у нас были и до сих пор остались хорошие отношения. Он не участвовал ни в каких залоговых аукционах, как Потанин, Прохоров, Березовский и другие. Он сотрудничал с ОЭМК. Никаких жалоб о принуждении к продаже акций к руководству комбината не было. Хотя это в те времена широко практиковалось практически на всех предприятиях.

Стратегический талант Алишера Усманова – а его многие будут называть "финансовым гением", - позволил ему, на законных основаниях, консолидировать крупные пакеты акций ОЭМК, ЛГОК и МГОК. Он первым понял, поддержал и развил строительство завода брикетов на ЛГОКе. Это сделало наше предприятие пионером будущей зеленой металлургии, основанной на газе, железорудных брикетах и электропечах.

Хотя он по профессии не металлург и не горняк, но попал, что называется, "в десятку", не в пример директорам крупнейших металлургических предприятий страны, которые "проснулись" через 25 лет - без брикетов. Упущенная прибыль - десятки миллиардов долларов.

Я уже не говорю про огромный вклад Металлоинвеста в развитие инфраструктуры Старого Оскола и Губкина, в развитие медицины, театров, спорта, образовательных учреждений через фонд "Искусство, Наука и Спорт"- многие миллиарды рублей. Рядом и близко нет никого из наших супербогачей.

В общем, я с большим уважением отношусь к Алишеру Бурхановичу и Металлоинвесту, и не хочу, чтобы некие персонажи, прикрываясь моим именем, вели грязную кампанию в интернете и требовали деньги у ГОКа.

- Вы говорили, что ваша книга – это завещание молодому поколению. Как бы вы хотели, чтобы эта информация послужила новым поколениям неравнодушных и талантливых горняков? Какой ваш завет?

Я живу по завету Солженицына: «Жить не по лжи». Жить честно.

Я считаю, что надо жить в ладах с собой, с Господом, с природой, с окружающими людьми. И чтобы совесть была чиста. Остальное всё приложится. Надо жить достойно, чтобы твоим потомкам не было стыдно.

- Сейчас готовится второй тираж книги. Какие изменения Вы сочли важным внести в нее и почему?

- За 20 лет, которые я писал книгу, многое поменялось. Поэтому я сделал дополнение – написал эпилог.

Отзывов много. Кто-то пишет: «кончится тем, что автора убьют». Ну убьют меня, не убьют – я к этому морально готов. Три раза пытались. Есть недоброжелатели…

Книжка для умных людей.

- Что Вы пожелаете нынешнему поколению горняков ЛГОКа?

Всего самого доброго, крепкого здоровья, любви, удачи, благополучия. Мирного неба над головой. И чтобы качество жизни у вас было достойное, по высшим мировым стандартам!

___________________

*МК писал об этой истории недавно https://www.mk.ru/incident/2022/02/10/byvshie-minoritarii-lebedinskogo-goka-khotyat-vernut-svoy-2007-god.html

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах