На днях отец Алисы объявил в своем «Живом Журнале», что его дочь готова консультировать одаренных детей, и даже указал таксу – «50 тысяч рублей за час». И теперь, следуя классическим правилам рекламы Евгений Тепляков всячески доказывает, что отбоя от потенциальных клиентов нет, «на ближайшие недели, если не месяцы, мест нет. В дальнейшем на консультации к Алисе мы будем записывать только по рекомендациям клиентов... Нам советуют повысить цены до рыночных, кто-то предлагает поставить планку в тысячу евро. Но нами не движет жадность, ведь всех денег не заработаешь».
Евгений Тепляков еще раньше своем «ЖЖ» опубликовал ссылку на видео, где Алиса, сидя дома на диване, предлагает проконсультироваться у нее преподавателям. Прокомментировать эти видеозаписи «МК» попросил психолога-физиогномиста, специалиста по невербальному поведению Светлану Филатову.
– Первое, что мне бросилось в глаза на видео с Алисой: очень много показухи. С подачи родителей девочка явно подыгрывает. По поводу того, что она говорит, могу сказать одно: все это зазубрено. Она абсолютно не понимает смысла произносимых ею слов. На видео, где Алиса, лежа в кровати, читает второй том Фихтенгольца и рассказывает, что дошла до неопределенных интегралов, когда мама спрашивает, интересно ли ей, возникает большая пауза. И девочка немножко прячет челюсть. Это говорит о том, что ей не интересно все это читать! Но она дальше опять подыгрывает.
Эксперт обращает внимание, что в тот момент, когда мама начинает обращаться к руководителю кафедры: «Уважаемый господин Асмолов», Алиса еще больше опускает челюсть и смеется.
– На ее лице появляется ухмылка. Она полностью на стороне родителей, они против всего мира, – говорит Светлана Филатова. – Девочка не знает, в чем вообще заключается эта война, но она в любом случае втянута в нее и принимает этом участие. Она видит, как радуются родители, и она тоже этому радуется. Она живет в этой парадигме и для нее привычно так себя вести. В ее понимании они как бы побеждают неизвестного ей Асмолова, который им что-то сделал или сказал не то. И по ее выражению лица на записи видно, что она скрывает смех. Для нее это маленькая победа, она считает победу своей.
Эксперт уверена, что все видео заранее срежиссированы родителями.
– Куклу специально показушно положили рядом, – отмечает Филатова, – Все это настолько постановочно, и настолько неприятно то, что в этом принимает участие ребенок и считает для себя это важным! Ребенок в куклы должен играть, а тут какие-то непонятные термины она произносит, и по ее выражению лица понятно, что ей это абсолютно неинтересно.
– А по каким невербальным признакам видно, что ребенок говорит не свои слова, а вызубренный текст?
– Она просто проговаривает его без каких-либо реальных эмоций на лице. В конце она запнулась, потому что просто забыла свои слова. Это не ее эмоциональная речь – там все с подачи родителей. В конце речи у нее возникает пауза – сразу видно, что человек забыл то, что зазубрил. При этом она не вспоминает эмоционально, ведь она вспоминает зазубренный текст. И единственная эмоция на лице девочки – это презрение. Обращаясь на видео к педагогам с предложением их проконсультировать, она уже изначально с презрением относится к тем, кто, казалось бы, по статусу выше ее. Делайте выводы.
– Как, по-вашему, Алиса относится к этой «войне» - как к детской забаве или серьезно? И действительно ли верит, что может давать консультации?
– Думаю, она к этому серьезно относится. Она действительно мнит себя Наполеоном. Да, она думает, что она может всех консультировать – ей внушил это папа.
– Есть какие-то признаки в мимике Алисы, указывающие на то, что ей психологически дискомфортно?
– Я не говорила, что ей некомфортно. Она увлечена этим!