Знают ли психопаты на самом верху, которые так цинично стравливают сейчас Украину с Россией, чего боятся простые украинцы в эти дни? Им нет дела ни до Байдена, ни до Зеленского, они просто хотят жить.
И в этой ситуации жалко не только жителей ЛДНР, над которыми сейчас реально нависла угроза повторения 2014-го года, за восемь лет они уже как-то привыкли засыпать под перестрелку.
Но как должны были промыть голову украинцам, если те сейчас свято уверены, что русские на них обязательно нападут? Которые уверены, что надо немедленно бежать и прятаться вместе с детьми.
«Как пережить войну? Живу на границе с Россией, готовят вторжение в нашу область, - пишет 33-летняя Мария. - Я вижу, что вокруг ничего не происходит, что жизнь идёт тихо, но на Донбассе же началось тоже внезапно. Поэтому понимаю, что в каждую минуту могут посыпаться грады, бомбы и т. п., уже собраны вещи, документы. Но куда бежать - в Киев? А если возьмут Киев?».
«Смотрю на малыша, спящего рядом, и не представляю, как его тянуть в погреб среди ночи, что говорить ему, как спасаться, - пишет ещё одна молодая женщина. - Это как жить на ядерной бомбе. Не знаешь, рванет или нет. В Украине имею свой дом, землю, семью. Просто крик души! Что делать? Срочно срываться в другую страну? А что там? Нищета, все с начала? И куда? Зло берет, что строили, старались, а кто-то просто так разрушает».
«Учу сына, что, если громкие взрывы, то немедленно бежать в погреб, или огненный гриб, или, не дай бог, химическая атака. Все как в страшном сне. Не могу поверить, что в XXI веке все это может происходить наяву».
Это одни из многих постов украинцев, написанных в последние дни. Одни выкладывают их в открытом доступе, другие комментируют, пытаются успокоить. В том числе и люди, которые сами пережили гражданские войны на своей территории за последние 30 лет. И знают, в отличие от американцев, что это такое.
«Мне было 11, когда я жила в Абхазии, и там началась война, - пишет Татьяна. - Я помню все, что видела и слышала: взрывы, военную технику, звук пуль по ночам. Наш дом оказался ровно посередине двустороннего обстрела. С одной стороны - абхазы, с другой - грузины и миротворцы.
Был ли страх и ужас? Нет. Было чувство, ощущение, что навсегда уходит часть твоей жизни. Но паники не было. Во многом потому, что моя бабушка спокойно прятала меня в шкафу, обкладывала подушками и просила: «Пока не закончится, сиди тихо тут и не вылезай!»
«Я помню, как шла из школы и слышала выстрелы, пулемётную очередь, - делится воспоминаниями 42-летняя Кристина, бывшая жительница Прибалтики. - Это было в 1991 году в Вильнюсе, а я до сих пор помню. Мы ещё и жили рядом с эпицентром, когда начался развал СССР. Под Калининградом стояли российские войска в полной боевой готовности двинуть на Литву, ждали приказа… но обошлось! Я надеюсь, и сейчас у вас обойдётся, держитесь!!!»
Большинство комментаторов рекомендуют немедленно успокоиться и, главное, не травмировать детей, которые уж точно ни в чем не виноваты.
«Прекращайте блажить и разрушать нервы ребёнку, - пишет Алена из Петрозаводска. - Войны у вас ещё нет и, скорее всего, не будет. Вы травмируете ребёнка своей пустой паникой».
Есть и такие, кто дают практические советы, что делать в такой ситуации и этим ещё больше нагнетают страх.
«Ищите бомбоубежища в своём городе, срочно обучайтесь, как оказывать ПМП (первую медицинскую помощь - авт.), детям расскажите, что делать, если ранят вас или их. Страны, в которые относительно легко въехать в экстренном формате - Грузия и Турция. Хотя в Центральной Украине должно быть безопасно. А если нет - безопасно не будет уже нигде».
Россияне в своих комментариях гораздо более устойчивы: «Женщины, не смотрите телевидение своё украинское. Не нужна нам ваша нянька. Вы что, не помните, что Россия ни разу ни на кого не нападала? Ни Америке, ни России вы не нужны. Ресурсы - да, территория - да, но пока мы все мыслим здраво, то способны не допустить самого худшего».
Психологи считают, что на самом деле подобное состояние паники и неизвестности в данной ситуации вполне объяснимо.
«В 60-х выйти из Карибского кризиса помог личный разговор между Хрущевым и Кеннеди. Тогда обе стороны реально не хотели начала ядерного конфликта и готовы были идти на уступки, - считает психолог Елена Михайлова. - Сейчас же все понимают, что ядерное оружие – сдерживающий фактор, его никто не станет применять в здравом уме, а проблемы локальных войн, что на Украине, что в Сирии, Запада не очень касаются. Для них это параллельная реальность, а люди - даже не пешки на шахматной доске, их просто не существует.
К сожалению, простым украинцам успокоиться не получится, пока не включатся мозги. Это всё политические игры. Никакой психологии, просто профессиональное управление толпой ради личных интересов. Ницше писал, а фюрер реализовывал, теперь этот треш разыгрывается вновь.
Людей специально баламутят, чтоб управлять ими; чтоб люди не думали о проблемах властей, о том, как плохо они живут и почему, а боялись того, что даже ещё не наступило».