Перед открытием Зимних Олимпийских игр в Пекине была зафиксирована очередная вспышка заражения коронавирусом. Инфицированными оказались более 20 человек — серьезное количество для Китая, где ранее удалось свести почти к нулю число новых заболевших.
Власти китайской столицы сразу же приняли жесткие меры, вплоть до изоляции тех районов, в которых в январе зарегистрировали новые случаи заболевания. Для тех, кто прилетал в КНР, также ввели суровые ограничения: при положительном результате теста на коронавирус прибывший в страну человек — будь то спортсмен, административный работник или же просто зритель, — должен был быть помещен в карантин.
В итоге количество инфицированных пекинцев выросло незначительно — сейчас речь идет менее, чем о тридцати зараженных жителях столицы (очевидно, сказались оперативно введенные ограничения), согласно официальным данным, в Пекине за 6 февраля число зараженных за сутки составило 4 человека, а 7 февраля был зафиксирован лишь один случай. Зато число прилетевших в китайскую столицу с «короной» куда как больше.
Так, по состоянию на 8 февраля, вирус нашли более, чем у трехсот прибывших в Китай гостей. Речь идет не только о спортсменах, но и о сотрудниках, ответственных за административную часть работы команд. Все они помещены в отдельные номера, на качество проживания в которых уже некоторые успели пожаловаться (в частности, жалобы звучали насчет питания, проблем с подключением к интернету и доступом к тренировочному оборудованию).
Официальный представитель министерства иностранных дел КНР Чжао Лицзянь, комментируя недовольство оказавшихся в изоляции гостей, подчеркнул, что меры контроля, введенные оргкомитетом Олимпиады в Пекине, призваны «максимально снизить риск заражения и обеспечить безопасную и бесперебойную работу Игр в соответствии с графиком», сохраняя при этом здоровье всех участников и жителей города-хозяина спортивного мероприятия.
Ожидается, что после окончания Игр все заболевшие, в случае отсутствия у них осложнений, смогут вернуться домой. Однако пока число инфицированных лишь растет. Только за 7 февраля среди участников и гостей Олимпиады было выявлено 133 зараженных, и все — в результате тестирования в аэропорту. Всего же за сутки сделали более 70 тысяч тестов.
Как отмечают китайские специалисты, подобные показатели не удивительны, ведь прилетевшие в Пекин как минимум по пути контактировали с другими потенциальными переносчиками вируса. Что же касается атлетов, которые были отстранены от Игр уже в Китае, то и в этом случае ничего экстраординарного нет. Китайские власти, еще задолго до Олимпиады. начали использовать практику так называемых ковидных «пузырей», то есть ограничения круга общения каждого человека лишь самыми близкими людьми (проживающими рядом родственниками или же соседями по квартире, в случае совместной аренды).
Однако со спортсменами дело обстоит сложнее: они в силу специфики своей деятельности должны общаться с тренерами, менеджерами команд и просто коллегами. Поэтому их «пузыри» куда как более объемные, чем у обычного туриста. И даже если атлет прилетел на самолете, где ни с кем близко не контактировал, а по прибытии получил отрицательный результат теста на коронавирус, это не означает, что он за пару дней не заразится от какого-нибудь соотечественника, выбравшего другой рейс.
В связи с опасностью заражения (и, в немалой степени, из-за стремления китайских властей сохранить свой имидж), даже некоторым спортсменам, участвующим в состязаниях, предписано надевать маски, а для немногочисленных зрителей это обязательное требование. Подобные казусы рождают грустные анекдоты о том, что исход нынешних Игр зависит уже не от допинга, коррупции и прочих противоправных сфер, а от числа заболевших атлетов.
«Сейчас мы видим, что больше людей выходят из изоляции, нежели помещаются на карантин, – заявляет председатель группы медицинских экспертов Пекинской Олимпиады-2022 Брайан Макклоски. – Мы знаем, что людей, у которых были предыдущие инфекции, можно выпускать раньше, потому что они больше не заразны. Нам это нравится. Но это не значит, что мы чувствуем себя комфортно, потому что с коронавирусом нам никогда не будет комфортно».
Как бы то ни было, пока китайская тактика дает результат, если и не спортивный, то медицинский: несколько сотен заболевших, учитывая масштаб Олимпиады и специфику мероприятия, выглядят не столь угрожающе на фоне новостей из тех же США (где число зараженных в день достигает нескольких сотен тысяч). Что же касается Пекина — а в столице КНР пока введены наиболее жесткие среди всех городов страны меры, — то, по данным местных властей, ограничения могут быть сняты после 20 февраля, когда состоится церемонии закрытия Игр. А в оставшиеся до этой даты полторы недели будет проводиться тестирование среди представителей всех групп риска: по территориальному и возрастному критериям.
Между тем власти Китая приказали ввести строгий локдаун для жителей расположенного на юго-западе страны, недалеко от границы с Вьетнамом, города Байсе – после того, как за последние три дня там было обнаружено более 70 случаев заражения коронавирусом. Населению (а в Байсе проживает 3,6 млн человек) приказали оставаться дома, покидать жилища разрешено лишь для покупки товаров первой необходимости или для тестирования на COVID-19. При этом рекомендовано по возможности пользоваться услугами доставки, а не самим ходить за покупками в магазин.