Снегопады начались в городе еще в конце ноября. Первое время проблема ограничивалась пробками на дорогах и повышенным количеством ДТП, потом к ней присоединилась другая беда: после первой же оттепели с крыш начали сыпаться сосульки, а то и вовсе глыбы льда, травмируя горожан. Помимо опасности, подстерегающей прохожих наверху, появилась и «подножная»: из-за перепада температур тротуары покрылись ледяной коркой, и простой поход за хлебом превратился в квест на выживание.
Точно подсчитать, сколько горожан оказались на больничных койках из-за падения на наледи, сложно, но показателен даже один день: 14 января в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе за сутки доставили 50 человек с травмами. Травматология перегружена в полтора раза, рассказывали врачи. Угодили в список жертв гололеда и медийные личности: первой стал петербургский художник Павел Лемтыбож – он сломал ногу на набережной Фонтанки. Следом на больничный отправилась народная артистка Татьяна Малягина: она сломала плечо по дороге в «Театр на Васильевском». Вернуться на сцену актриса сможет не раньше чем через месяц, театру пришлось отменять спектакли с ее участием. А буквально в конце прошлой недели покалечился музыкант группы «Нож для Фрау Мюллер» Олег Гитаркин: он сломал ногу, поскользнувшись на выходе из клуба. Не обошлось без потерь и в редакции «МК в Питере»: журналист заработал растяжение связок правой руки, «полетев» на гололеде прямо около дома...
Реакция властей на происходящее выглядит довольно странно: Комитет по благоустройству регулярно рапортует о проделанной работе в своих отчетах о вывезенном снеге и убранном гололеде, но на деле результаты увидеть трудно. Более того, прямые жалобы и предложения в Смольном игнорируют и даже вычищают из Сети: так, получивший травму журналист «МК в Питере» обратился к губернатору Петербурга Александру Беглову на официальной странице градоначальника ВКонтакте и столкнулся с молниеносной реакцией ботов-«чистильщиков». Комментарий исчез за считаные минуты, несмотря на просьбу обратить на него внимание главы города, адресованную к руководителю Центра управления регионом (ЦУР) Елене Никитиной.
Губернатор в последнее время вообще предпочитает отмалчиваться на эту тему: если в начале зимы он пытался комментировать уборку снега в городе, то теперь, вероятно, пришел к выводу, что молчание — золото. Горожане до сих пор припоминают ему в соцсетях высказывания о том, что «в целом дорожники справились с трудной задачей», а после и вовсе шедевральное: «снегопады не дают отдыхать сотрудникам жилищных и коммунальных служб».
Интересно, что при всей плачевности ситуации с гололедом на дорогах и тротуарах в Петербурге есть место, где можно гулять без риска закончить променад в травмпункте. Его нашел корреспондент «МК в Питере» — это площадь около Смольного. Даже в выходной день там исправно работала техника: снегоуборочная машина начищала и без того идеально чистую плитку перед зданием городской администрации. Здесь отчеты Комблага полностью совпадают с реальностью: на тротуарах нет ни снежинки, а обрамляют их не уродливые сугробы высотой с Медного всадника, а аккуратные снежные полоски на газонах.
Поскольку, кроме отчетов, от Смольного ждать больше нечего, многие петербуржцы решили взять вопрос уборки улиц и дворов в собственные руки. Так, уставшие от гололеда жители района Коломна начали самостоятельно посыпать улицы песком. Для этого они закупили его в почти промышленных объемах — 250 килограммов — и раздавали всем желающим поучаствовать в импровизированном «субботнике».
Неудивительно, что у горожан возникает вопрос: как же так получилось, что в северном городе снег зимой стал таким сюрпризом для властей? О причинах снежного коллапса в Петербурге мы поговорили с политологом Юрием Световым. Он признал: главная беда — в отсутствии системного подхода к уборке.
«Несмотря на все усилия, которые предпринимались губернаторами — и Яковлевым, и Матвиенко, и Полтавченко, и теперь Бегловым, — эффективной системы уборки снега в нашем городе не создано. Такое впечатление, что люди “на земле”, которые ей занимаются, каждый раз надеются: а вдруг эта зима будет бесснежная? Для создания такой системы нужен четкий ответ на вопросы, какие территории убирать и сколько нужно техники. Это должно быть, как с трамваями и автобусами: есть же программа обновления. Точно так же должно быть с техникой, которая убирает снег», — заметил Светов.
Власти не только заранее не подготовились к зиме, но и не смогли оперативно отреагировать на ситуацию. Даже удачные идеи по решению проблемы были предложены слишком поздно, а то и вовсе не доведены до ума. Так, по словам политолога, произошло с системой «дворник-шеринга», которую Смольный предложил горожанам: убирать снег мог любой желающий за небольшую плату — тысячу рублей. На деле про нее поговорили и забыли. Теперь же петербуржцы справедливо жалуются на три беды: плохо убранные тротуары, сугробы по краям дорог, мешающие проходу, и обледенелые дворы, где люди ломают руки и ноги в попытках выбраться из дома.
«В каждом из этих случаев ответа на вопрос, достаточно ли сил и техники, мы не получаем. И в эту зиму это во всей красе продемонстрировали. Если есть проблема дворников, может, действительно было правильным решением введение системы “дворник-шеринга”, но об этом тоже надо было думать заранее. Поэтому претензии горожан понятны: почему нет готовности? Даже если вдруг снега выпало больше, значит, надо принимать экстраординарные меры», — отметил политолог.
Критикуя, предлагай — гласит народная мудрость. В качестве модели удачной системы уборки города от снега можно было бы использовать опыт соседей из Хельсинки, заметил Светов. Там власти научились находить резервы на случай очень снежных зим.
«Заключаются соглашения с компаниями, у которых есть самосвалы, бульдозеры. И если снега выпадало больше, они оттуда привлекали эту технику и справлялись. Может, нам об этом тоже надо было подумать — у нас мощные строительные компании», — заметил собеседник «МК в Питере».
Нередко после таких масштабных проблем, как снежный коллапс этой зимы, в администрации происходят кадровые перестановки: кого надо наказывают, ставят новых руководителей, чтобы успокоить народное недовольство. Однако, по мнению Светова, сейчас такие шаги вряд ли что-то дадут. Тем более что в Смольном не стали брать пример с бывшего губернатора Валентины Матвиенко, которая в свое время после снежных завалов выгоняла на улицы чиновников с лопатами в руках.
«Возможно, что-то такое и сейчас стоило предпринимать, хотя не великие они мастера уборки. Если говорить о наказаниях — у нас только что сменился вице-губернатор, отвечающий за эти вопросы, — Анатолий Повелий. Ну, уволят кого-то — может, будет от этого толк, может, нет. Но самое главное — должна быть система уборки. Да, невозможно молниеносно очистить город, но горожане должны видеть тенденцию к этому», — заключил политолог.
Пока петербуржцы не видят готовности Смольного хотя бы выстраивать диалог на эту тему с людьми. Когда средств для борьбы не остается, народ прибегает к верному оружию — юмору. В последние дни только ленивый не посмеялся от души после двойного удара, который нанес чиновникам и лично губернатору Беглову лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров. Сначала он выпустил остросоциальный клип на песню «Пока так», в котором без купюр высказал все, что думает о качестве уборки в городе. Когда же его атаковали защитники Смольного, обвинив в спекуляции на больной теме, он не преминул «принести извинения». В клипе на песню «Покаянная» артист заверил, что считает Петербург самым чистым городом в мире, а мусор и гололед он «разбросал сам», пока «начальство бегало с лопатой». Теперь же, по словам Шнурова, он все осознал и «любит» главу города.
Оба трека уже несколько дней звучат в Петербурге изо всех утюгов: их поют на улицах музыканты и прохожие, крутят в транспорте, распространяют в Сети. Как после этого Смольный будет восстанавливать подмоченную репутацию в глазах горожан, загадка. Пока же хочется верить, что от снега город избавят чуть раньше, чем он растает сам.