Начнем с ожидаемого. Когда школа уходила на каникулы, на карантине у нас был всего один класс и одна группа в детском саду. На сегодняшний день ковид вышиб на карантин 29 классов и групп. Судя по всему, эпидемиологическая обстановка в ближайшие недели будет ухудшаться. Новый штамм натащили из Турции, Арабских Эмиратов, Египта... Словом, из стран, в которых отдохнули родители с детьми в период праздников. Как их винить в этом?!. Вполне законное желание — подарить себе и детям праздник в наше тревожное и чреватое опасностями время.
Стремительное заражение новым штаммом — явление общемировое. Мы в данной ситуации ничем не отличаемся от других стран. Но опасного хищника надо учиться дрессировать. А здесь мы ведем себя более чем странно. В цивилизованных государствах, вопреки протестам и демонстрациям, объявили локдаун. В Государственной думе прозвучали предложения ввести режим чрезвычайного положения из-за стремительного распространения нового штамма «Омикрон», но обсуждение данной инициативы внезапно сошло на нет. Вероятно, народные избранники не захотели ссориться с электоратом, делегировав принятие необходимых мер регионам. Популизм, да и только.
Второй действенный метод обуздания хищника — вакцинация детей. Опять-таки используется во многих странах. Мы ничуть не глупее других. Детская вакцина уже изготовлена. Но для вакцинации детей от двенадцати лет и старше требуется согласие родителей. Судя по настроениям в родительских чатах, его не так-то просто будет получить. От чего так? Ведь речь идет о безопасности детей, в которой должны быть обоюдно заинтересованы и школа, и родители.
Думаю, причина такого бойкота коренится в утрате у граждан доверия к государству. Судите сами — даже такая очевидная вещь, как ежедневная статистика по ковиду у разных государственных органов расходится. В один и тот же день Роспотребнадзор дает 10 834 260 заразившихся, а Правительство РФ 10 865 512 человека. Кому прикажите верить? Наконец, по распоряжению Минздрава мы последними в мире ввели карантин по «Омикрону» на 7 дней.
Взаимное недоверие создает замкнутый круг всеобщей невротизации и растущей агрессивности. Судите сами. Государственная дума РФ в спешном порядке приняла Закон о просветительской деятельности. Согласно букве закона, отныне для того, чтобы проводить любые(!) курсы или семинары, необходимо получить разрешение вышестоящих инстанций, предоставив туда фамилии лекторов, подробный план занятии, включающий содержание выступлений. Понятно, что закон направлен на пресечение всяческой крамолы, искоренение экстремизма в любом его идеологическом и религиозном изводе. Нарушение закона чревато штрафами, а то и лишением свободы. Добро бы (да и то сомнительное, на мой взгляд), если бы дело касалось только гуманитарных дисциплин. Но закон одинаков для всех курсов. А это означает, что, например, проводя семинар для соседней школы по обмену опытом преподавателей математики, директор должен будет предоставить в вышестоящие инстанции кучу бумаг. Зачем ему эта головная боль? Следовательно, в такой абсурдной ситуации на методической работе по повышению квалификации педагогов надо поставить крест.
Государство не доверяет школе, а школа в свою очередь ощетинивается иголками по отношению к ученикам и родителям, видя в родителях своих воспитанников не союзников, а врагов. Что в ряде случаев соответствует истине. Так, например, для сдачи ЕГЭ выпускник должен зарегистрироваться на портале Госуслуг. Возмущенная мать выпускницы учиняет подлинный скандал школе, наотрез отказываясь разрешить дочери проделать эту нехитрую операцию. Мотивы? Она опасается, что после этой операции произойдет утечка личных данных дочери. Объясняем возбужденной женщине, что, коль скоро она платит налоги, то ее личные данные уже существуют в Интернете. Что же касается дочки, то получив в 14 лет паспорт, она также уже засветилась. И наконец, последний аргумент. Мать, конечно, может запретить дочери регистрироваться на портале Госуслуг, но тогда данные о сдаче ребенком ЕГЭ не получит ни один вуз, и поступление выпускницы в высшую школу будет невозможно. «Вы ставите меня к стенке!» — заявляет мать и, измотав всем администраторам нервы, соглашается. Одному богу известно, к какой такой стенке мы ее поставили. А ведь некоторым из нас идти в класс на уроки. Где гарантия в том, что после этакой нервотрепки кто-то из учителей не сорвется, выплеснув на учеников отрицательные эмоции. И круг замкнется: на педагога последуют справедливые жалобы уже другого родителя на нарушение педагогической этики.
Как известно, у страха глаза велики, и настороженность по отношению к любым изменениям в системе образования возникает у родителей даже тогда, когда для этого нет ни малейших оснований. Так, например, в истекшем году Рособрнадзор заявил о некоторых изменениях в правилах проведения ЕГЭ. В результате — паника в родительских чатах. Всеми святыми клянусь, никаких кардинальных изменений в процедуре сдачи ЕГЭ в этом году не произойдет! Мы внимательно и детально проработали этот документ с коллегами-педагогами. В некоторых предметах и разделах был 21 вопрос, а стало 22, и наоборот, где-то сократили вопросы. Но суть и подходы ничуть не изменились. Документ адресован педагогам и направлен на улучшение качества подготовки выпускников к ЕГЭ. Кроме того, в Интернете вывешены демонстрационные варианты для того, чтобы ребята могли потренироваться. Короче говоря, никакой революции со сдачей экзамена не предвидится!
Но при всем том страх родителей возникает не на пустом месте. Откровенно говоря, и у меня, видавшего виды, прошлогодние экзамены за девятый класс по ОГЭ вызвали удивление. В частности, по математике детям предлагалось выполнить следующее так называемое практико ориентированное задание:
«1. Автомобильное колесо, как правило, представляет собой металлический диск с установленной на него резиновой шиной. Диаметр диска совпадает с диаметром внутреннего отверстия в шине....
2. На сколько миллиметров радиус колеса с шиной маркировки 205/55 R14 больше, чем радиус колеса с шиной маркировки 165/65 R14?
3. На сколько миллиметров увеличится диаметр колеса, если заменить колеса, установленные на заводе, колесами с шинами маркировки 195/50 R15?
4. Найдите диаметр колеса автомобиля, выходящего с завода. Ответ дайте в миллиметрах».
Кто постарался наполнить содержание экзамена этой никому не нужной вычурной мелочевкой, вызвавшей горькую иронию даже и видавших виды математиков? Вопрос к составителям экзаменационных материалов.
Между тем полосатая дикая кошка нападает без предупреждения с неожиданных сторон. На второй день после выхода с каникул случилось несчастье. Не в моей школе, но от этого не легче.
Старшая девочка из многодетной семьи учится у нас, в элитном медицинском классе. Двое других младших детей в другом регионе. По понятным причинам регион не называю. Так вот, там в разгар учебного дня расстался с жизнью четвероклассник. У родителей нет претензий ни к школе, ни к классному руководителю. Мальчик был веселым и общительным, успешным в учебе. В предсмертной записке он объяснил, что это такая игра в Интернете.
Не так давно в СМИ широко обсуждались материалы о сайтах, пропагандирующих самоубийства. Сайты ликвидировали, страсти поутихли. Но там речь шла об экзальтированных девочках седьмых–восьмых классов, но чтобы четвероклассник повелся на эти, с позволения сказать, игры... Ведется следствие, и надеюсь, следственные органы докопаются до подлинных виновников трагедии.
Каким кнутом отогнать распоясавшегося тигра? В общем-то инструмент понятен. С десяток лет назад у меня в школе в воскресенье погиб второклассник. Переходил проспект в неположенном месте и попал под машину. Родители ребенка изъявили желание подвезти гроб к школе, чтобы одноклассники смогли попрощаться с товарищем. Я, понимая, что это может вызвать неоднозначную реакцию родителей, распорядился, что в этот день они могут по своему усмотрению приводить или не приводить своего ребенка в школу. К чести родителей большинство из них привело детей, и одноклассники, прощаясь с товарищем, смогли положить в гроб по гвоздике. Почему это важно? В современных компьютерных играх герои погибают и возрождаются. Там все понарошку. А в приведенном случае дети столкнулись с реальной смертью. Но такая шоковая терапия возможна лишь при доверии родителей к школе. Случись такая беда сегодня, я немедленно получу жалобы в травмирующих психику ребенка методах воспитания.
Как бы там ни было, но замкнутый круг всеобщего взаимного недоверия необходимо размыкать. Иначе беды будут множиться.