— Твой день рождения « в начале января, и это то время, когда обычно строят планы на будущее. Какие самые яркие воспоминания остались от прошедшего года?
— Если оглядываться на минувший год, то 365 дней пролетели незаметно. Казалось, еще вчера мы снимали новогодний «Огонек», и сегодня снова елки, снова Рождество. И все в памяти в виде каких-то вспышек фейерверка.
Но больше всего, конечно, запомнился концерт на Байконуре, посвященный 60-летию полета человека в космос. Провести ночь в домике, где спал Гагарин перед cтартом, увидеть предельно аскетичные условия, в которых жил первый космонавт планеты – эти моменты останутся в сердце навсегда.
Ну и, конечно, успех программы «Привет, Андрей!». Понимаешь, что страна собирается у экранов, поет, вспоминает, сопереживает, ностальгирует и живет на одной волне с тобой.
В минувшем году я отпраздновал cвоеобразный юбилей — 20-летие работы в ежедневных ток-шоу. Казалось, совсем недавно еще звучали фразы: «Добрый день, добрый день, добрый день, в эфире ваша любимая «Большая стирка». «Настоящая жизнь, настоящие страсти!»
— Как изменились с тех пор ток-шоу и твои представления об этом формате?
— Изменилось время, изменился ритм жизни, изменилось отношение к получению информации. Двадцать лет назад ни у кого в таком количестве не было мобильных телефонов, ни Инстаграма не было, ни Ютуба. Люди бежали к экранам телевизоров, а газеты писали, что во время нашего ток-шоу Мосводоканал снижает давление в трубах.
Сейчас никто не спешит, не надо успевать в определенное время включать телевизор, потому что у многих появилась возможность смотреть ток-шоу, когда тебе удобно. Поэтому меняется подача информации, и разумеется, темы, которые обсуждаются. Ну и я взрослею. То, о чем мне было интересно говорить двадцать лет назад, герои, которых я приглашал, сегодня подаются в совершенно другой упаковке.
— За время твоей работы на ТВ в этой индустрии произошли заметные изменения не только в плане технологий, но и в идеологическом плане. Когда, на твой взгляд, было веселее работать на телевидении – в девяностые, нулевые, десятые, двадцатые?
— Вспоминая свою работу в девяностые еще в программе «Доброе утро» или первые эфиры «Большой стирки», понимаю, что все тогда было новым, необычным. Жанр ток-шоу у нас только зарождался, конкуренция со стороны других каналов отсутствовала. Звезды, приходящие тогда в студию, были намного откровеннее, казались более искренними по сравнению с тем, что происходит cегодня. Мир коммерциализировался. Все стали более циничны, расчетливы, продажны. Хотя, может быть, это мое какое-то многолетнее разочарование в мире. В молодости ты всегда чем-то очарован. А впоследствии смотришь на все другими глазами, ближе и внимательней.
— В формате ежедневной программы, в которой к тому же часто возникают скандальные ситуации, довольно трудно поддерживать исключительно хорошие отношения со звездами. С кем из известных людей ты безвозвратно поссорился и с кем поддерживаешь дружеские отношения, насколько это возможно?
— Сначала ты думаешь, что со всеми дружишь, они же все такие веселые, классные, потрясающие. А потом понимаешь, что многие записались в твои приятели лишь потому, что имеют возможность получить эфир, чтобы про них потом написали, ради интервью и обложки в журнале.
Мне, правда, не хотелось бы составлять хит-парад, с кем я поддерживаю отношения, а с кем разошелся. Иначе, это бы выглядело, как хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца». А еще хочу здесь добавить: никогда не говори «никогда».
— Уже несколько лет идут споры о том, что таблоидный характер ток-шоу не совсем подходит для федеральных каналов. Что ты думаешь по этому поводу? Сможет ли жанр журналистского расследования, который тоже является частью формата программы «Прямой эфир», конкурировать со светскими скандалами?
— Чтобы люди смотрели программу, программа должна быть разнообразной, интересной. И кому об этом лучше знать, как не людям, работающим в «Московском комсомольце». А людям интересно разное. Сегодня их беспокоит ситуация в Казахстане. Завтра главной темой станет комета, летящая к Земле. Послезавтра на первый план выйдет история психолога Андрея Курпатова, а в четверг – расследование про золотые унитазы в Краснодарском крае. Из этой новостной повестки и состоит наша жизнь. Поэтому программа «Прямой эфир» так популярна, ведь каждый наш выпуск не похож на другой.
Кому-то подобное может не нравиться, часть зрителей вообще не готова к переменам. Но главная идея сегодняшнего дня именно в этом. Ты должен оставаться в информационной повестке. Твои программы должны цитировать. Они не должны стать фоном для домохозяек, которые режут салат и смотрят твой эфир лишь потому, что лень дотянуться до пульта дистанционного управления.
— Два с лишним десятилетия практически ежедневной работы в эфире выдают в тебе убежденного трудоголика. Пытался ли ты когда-нибудь бороться с таким отношением к жизни и работе и что из этого вышло?
— Мне бесконечно нравится процесс, я никогда не смотрю на часы, потому что получаю удовольствие от эфиров, от создания программы, от формата. Боролся ли я с этим? Нет, не боролся, мне кажется, что залог успеха – делать свою работу с любовью!
Поэтому: а) я не замечаю, как летит время; б) по лицам некоторых своих коллег, знакомых, которые занимаются нелюбимым делом, ведут праздный образ жизни, иногда вижу, как они быстро стареют, как устают от этой жизни.
В нашем деле, как и в жизни, очень важна команда единомышленников. Я уже много лет дружу и работаю над нашими проектами с продюсерами Антоном Златопольским и Александром Митрошенковым, они тоже живут в бешеном ритме, поэтому мы очень хорошо понимаем друг друга.
— Некоторое время назад стало известно о том, что твое страстное хобби — коллекционирование современного искусства. Почему именно современное искусство, а не антиквариат?
— Рано или поздно ты всегда задумываешься, что останется после тебя, кроме телевизионных эфиров, хранящихся в Гостелерадиофонде. Поэтому родившемуся за полярным кругом, в маленьком городе Апатиты Мурманской области, мне всегда хотелось, чтобы наш город был самым лучшим северным городом страны. Причем это желание было у меня с детства. Я всегда гордился Апатитами, которые уже во времена Советского Союза, называли культурной столицей Заполярья. Поэтому идея создать Центр современного искусства «Сияние» и передать туда работы из собственной коллекции, показалась мне абсолютно правильной
Более того, в прошлом году я в Апатитах даже прописался, чтобы платить налоги в родном регионе. На мой взгляд, всем успешным людям, родившимся не в Москве, нужно сделать что-то для своей малой родины.
Когда я стал студентом МГУ, cтоличная прописка была главным фетишем всех понаехавших. Но времена изменились. Можно иметь регистрацию в Москве, медицинская страховка сегодня тоже вопрос решаемый. Поэтому я прописался в городе, где родился. А возвращаясь к Центру cовременного искусства, хочу заметить , что cегодня даже в Москве нет ни одного музея, куда ты можешь прийти и увидеть имена модных современных европейских, американских и российских художников в одном месте, а у нас в "Сиянии" — пожалуйста.
В декабре этого года в Апатитах мы вместе с художником Вовой Перкиным и олимпийской чемпионкой Натальей Бестемьяновой открыли еще и арт-каток.
Ну, а если говорить, почему я увлекся именно современным искусством, а не антиквариатом, то наверное, потому, что мне нравится все новое, современное, молодое. Так же, как мне гораздо интереснее сегодня ходить на вечеринки с тик-токерами, чем смотреть на уставших от жизни богатых людей, которые придумали свой определенный круг общения, где ничего не происходит, кроме того, что все меряются нарядами, сумками и бриллиантами. А вся молодая энергия и все какие-то интересные мысли - на вечеринках блогеров и звезд социальных сетей, и пусть там не так пафосно.
Еще современное искусство мне симпатично, потому что художники по-другому воспринимают время, иначе видят происходящие процессы, и это очень важно для меня, как для журналиста, посмотреть, а что чувствуют они? Почему, зачем и куда мы идем, что останется после нас? Все эти вопросы постоянно витают в воздухе и, безусловно, для любого журналиста в любом возрасте очень важно гореть, интересоваться и не потерять эту жажду знаний. Я бы хотел пожелать всем, и читателям и зрителям, быть жадными до чего-то нового, не увиденного, не услышанного, не прочитанного. В этом мне кажется тоже залог успеха.
— Сколько времени при твоем графике удается посвящать семье?
— Я же не бухгалтер, чтобы уходя с работы выключать свет, я работаю постоянно - читаю, общаюсь, это все дает мне пищу для фантазий, размышлений. Как раз эти качества я пытаюсь развивать у сына — научиться самостоятельно мыслить, фантазировать, придумывать, обыгрывать. Понятно, что у него другое детство, но главное, к чему я cтремлюсь - чтобы он понял, что ему нравится в этой жизни. Потому что если он выберет дело по душе, все остальное уже не важно. Найти любимое занятие – это cамый счастливый лотерейный билет.
— Ты рос в обычной советской семье, а твой сын живет в совершенно других условиях. Думали ли вы с супругой по поводу воспитательной доктрины, направленной на то, чтобы ребенок вырос самостоятельным и неизбалованным?
— Ну конечно, иногда приходится включать злого и доброго полицейского. Я рад, что кумирами моего сына являются на сегодняшний день два героя: первый – Супермен. Саша уверен, что днем он работает журналистом, а ночью помогает людям. А второй — богатырь Алеша Попович, сына восхищает его сила и желание прийти на помощь. Поэтому на маленькие шалости и непослушания, которые у него, безусловно, присутствуют, как у любого мальчишки, я как папа иногда могу закрыть глаза.
— Ты как-то заметил, что после пятидесяти телевидение, возможно, и не станет вашей основной работой. Есть ли уже какие-то внятные альтернативы?
— На 11 января 2022 года другие варианты, кроме телевидения, запуска интересных новых проектов и работы над давними полюбившимися всем телехитами, я не рассматриваю. Поэтому не переключайтесь, и конечно, берегите себя и своих близких!