— Отец Фотий, как вам удалось так кардинально сбросить вес?
— Активно занимаюсь спортом. Вы меня сейчас застали на беговой дорожке. Стараюсь каждый день заниматься на тренажерах. У меня их три: гребной, эллипсоидный и беговая дорожка. Они стоят у меня прямо в студии звукозаписи. Это, конечно, не спортзал, поэтому здесь довольно тесно. Каждый день стараюсь проходить, как минимум, семь километров. Чтобы быть постоянно в тонусе, чтобы тело привыкло к движению.
Занимаясь спортом, надеваю наушники, продолжаю изучать иностранные языки. Когда бываю за рулем, у меня обязательно идут подкасты на английском языке. Сейчас еще занимаюсь и немецким, чтобы не забывать язык.
— Удается по-прежнему соблюдать монашеские послушания в Пафнутьево-Боровском монастыре?
— Конечно, по-прежнему быть уже не может. Жизнь вырулила по-другому. По мере возможности я, конечно, принимаю участие в богослужениях. Пою на клиросе.
— Кто-то специально приезжает в монастырь, чтобы исповедоваться вам?
— Нет, я не стремлюсь к тому, чтобы у меня появились духовные чада. Я пока до этого не дорос.
— Что нового в творческом плане?
— Я сейчас вплотную занимаюсь органом. Это моя новая страничка в творчестве. Я стажируюсь в консерватории у профессора Алексея Александровича Паршина. Уже состоялось выступление в малом зале консерватории. Первый и, наверно, важнейший рубеж для меня пройден! Надеюсь и дальше выходить «в люди», играть на органных концертах.
Что касается вокального творчества, то здесь у меня работа оффлайн. Работаем над двумя альбомами, в том числе и с композитором Александром Морозовым. Недавно прошел его концерт, где я исполнил три композиции. Я работаю с мужским хором, мы собираемся делать клип на духовное песнопение.
— Смотрите проект «Голос»?
— Конечно, я наблюдаю за проектом. В этом году много выдающихся голосов, видно, что у участников —огромный творческий багаж. Считаю, что есть все шансы победить у Юлии Кошкиной из Иркутска. Еще хочется выделить Элину Пан из Норильска. У нее очень профессиональная подача и разнообразный репертуар. Я сам пел на проекте песню «Монолог», которая была написана композитором Марком Минковым на слова Марины Цветаевой. Элина Пан исполнила ее по-своему. Интерпретация — дело художника. Здесь спорить трудно. Сильный вокал у Александра Волкодава из Бишкека. Очень харизматичным мне показался Юрий Навроцкий из Минска, который исполнил песню Николая Носкова. В команде Александра Градского все очень неоднозначно. Исполнителей жалко, они потеряли наставника. Зрители им сопереживают. Из-за этой эмоциональной составляющей могут отдать предпочтение именно им.
— Поете на концертах те песни, которые давал вам на проекте ваш наставник Григорий Лепс?
— Они стали уже обязательными. Если я по какой-то причине не включаю их в концерт, зрители из зала меня неизменно просят спеть и «Спокойной ночи, господа», и «Per te», и «По дороге в Загорск». Единственное, песню «Лабиринт» я исполнил после проекта лишь один раз, когда у нас был обязательный тур по стране. Я подумываю изменить в ней тональность и, может быть, аранжировку, потому что песня на самом деле классная. Люди просят ее исполнить. Ее можно переложить на фортепиано, у меня есть прекрасный концертмейстер, он делает хорошие прочтения песен, которые приобретают новый лоск.
— В соцсетях общаетесь со своими подписчиками?
— Да, я иной раз выхожу в прямой эфир. У меня довольно разнообразные темы для обсуждений. В последнее время я говорил о здоровье, где тоже присутствует духовное начало. Работа над телом включает и духовную составляющую. Я считаю, мы должны уподобляться Христу не только в каких-то нравственных вещах, но и помнить какое, согласно приданиям иконописи, он имел безупречное тело. Мы должны стараться поддерживать в себе образ Божий.
— Какой-то из вопросов, с которыми к вам обращаются в соцсетях, вас особо удивил?
— Люди часто очень серьезно относятся к соцсетям, видят там идеальный образ пользователя и не понимают юмора. А ведь соцсети построены на неформальном общении. И священники тоже стараются быть «на волне». И — не потому, что они хотят опуститься до какого-то примитивного уровня, нет. Я смею сказать, что остроумие — это тоже божественное качество. Я думаю, что Господь тоже остроумен. Острота ума — это отнюдь не пошлость. Это, скорее — эквилибристика ума. Если человек умеет хорошо шутить, то это говорит, скорее, о его интеллектуальном преуспевании. Я иногда просто сожалению, что люди в комментариях пишут вещи, которые говорят об отсутствие у них чувства юмора.
— Где планируете оказаться на Рождество?
— Буду, скорее всего, в Ростове-на-Дону, где у меня запланирован концерт.
— Мама не собирается приехать к вам в гости из Германии?
— У нас в семье — тяжелая ситуация, болеет бабушка. И маме нужно постоянно быть с ней рядом. К тому же, из-за пандемии и существующих ограничений, планировать поездки очень сложно.