В 11 часу утра близкие и коллеги пришли в церковь Иоанна Богослова на Бронной. Все в масках, так что даже хорошо знакомые люди не сразу узнавали друг друга. Такой трагический карнавал сопровождает в последнее время все прощания.
Проводить отца в последний путь приехала дочь Сергея Соловьева Анна Друбич — талантливый композитор, успешно работающая как в России, так и в Америке., где она живет уже несколько лет. Она очень похожа на свою прекрасную маму Татьяну Друбич — музу Соловьева, которую он в ранней юности открыл как актрису. Татьяна и Анна мужественно держались, но каким усилием это давалось, можно только предполагать. Две красавицы, которым чудом удалось избежать фотокамер и проводить любимого человека.
Сергей Соловьев был небольшого роста, казался подростком, которым в душе так и остался. Расстроенный Армен Медведев — экс-министр кинематографии — сказал в разговоре после того, как стоял у гроба: «Я подошел и не мог понять, где же Сережа. Пустое пространство. Какой же он хрупкий».
Люди, с которыми в разные годы работал Соловьев, приехали из Казахстана, Тюмени, Петербурга. Кто-то прямо из аэропорта пришел на отпевание.
Оператор Сергей Астахов, снимавший с Соловьевым «Анну Каренину», вырвался со съемочной площадки. Пришел его коллега, классик отечественного кино Юрий Клименко. Режиссер Али Хамраев сказал «МК»: «Теряем друзей каждую неделю. Просто беда. Но что делать? Такая печальная жизнь».
В тесном пространстве церкви народа становилось все больше. Сергей Шакуров долго стоял за спинами людей с букетом темных роз, и в голову приходило название фильма Соловьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Красные розы в основном и принесли.
Проститься с мастером пришли его коллеги Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко, Павел Чухрай с женой и сценаристом Марией Зверевой — вместе они работали на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, Александр Збруев, актриса Евгения Крюкова, писатель Виктор Ерофеев, ректор ВГИКа Владимир Малышев и много безутешных студентов, которыми Соловьев жил и многое им дал. Кто-то из них сокрушался, что не успел показать свою последнюю работу учителю, встречи все время переносились.
Сергей Александрович чувствовал себя неважно в последние два года, перемещался то в инвалидной коляске, то сам, отбрасывая палочку. Так бывало, если он вдруг чем-то вдохновлялся, загорался какой-то идеей. Сергей Бугаев (Африка), для которого встреча с Соловьевым и съемки в «Ассе» стали эпохальными, рассказал: «Теперь молодым бывает трудно объяснить какие-то вещи, поскольку жизнь сильно изменилась. Но я верю в то, что «Асса» навсегда останется важным фильмом для зрителей. Сергей Александрович бесконечно раздаривал себя ученикам. Он человек удивительной открытости, даже саморастранжиривания. Он очень многое сделал в жизни и искусстве. И я ему многим обязан.
Я же никакой не актер. Мы просто были близкими друзьями. А дружба на всю жизнь завязывается редко. В Москве его дом был важной для меня точкой. Я часто приезжал в Москву, и мы встречались. А теперь образовалась пустота».
Отпевал Сергея Соловьева протоирей Дмитрий Рощин - сын драматурга Михаила Рощина и первой жены Соловьева, актрисы Екатерины Васильевой. Он учился вместе с Митей Соловьевым — сыном Сергея Александровича. Его все так и называли — Митя, даже в сорокалетнем возрасте. Он умер страшно и неожиданно от последствий гриппа и воспаления легких, которые наложились на общую ослабленность организма. Произошло это в 2018-м, когда ему было 44 года.
Потеря сына подкосила Соловьева. Он все время думал о нем и, казалось, устал жить. Теперь отца похоронили рядом с сыном на Троекуровском кладбище. Удивительно, что Соловьев так подружился с Дмитрием Рощиным — немолодой уже человек чувствовал потребность в общении с сыном прежней жены от другого брака. А после смерти Мити они навещали его могилу, потом заходили в свою любимую шашлычную помянуть. Такой был ритуал.
Еще до отпевания Дмитрий Рощин кружил среди пришедших проститься и кого-то искал. Оказалось, Марианну Кушнерову - вторую жену Соловьева, маму Мити. Зрители знают ее по фильму «Станционный смотритель». где она сыграла дочь Самсона Вырина Дуню. Увидев, что она пришла, Дмитрий Рощин начал отпевание.
К собравшимся он обратился так: «На отпевании есть правило. Надо молиться так, как если бы вы хотели, чтобы молились о вас». В своем заключительном слове священник Дмитрий Рощин вспомнил, как принял первую исповедь Сергея Александровича, первую в жизни режиссера. А месяц назад они встретились, как оказалось - в последний раз. Соловьев сидел на кровати, напоминал японского божка и, несомненно, находился в состоянии дзен. Да все, кто его знал, могут подтвердить, что Сергей Александрович был созерцательным и глубинным человеком при всей своей легкости. Просто беды и смерти последних лет, собственное нездоровье погрузили его в фатальное внутреннее одиночество. Протоиерей Дмитрий Рощин заверил нас в том, что состояние покоя было в его душе, а смерть была желанна. Он хотел быть только с сыном Митей, и сегодня они будут лежать вместе.
Читайте онлайн-трансляцию церемонии прощания с Сергеем Соловьевым