В Норвегии число смертей от коронавируса в последние дни возросло на 67 процентов, в Словакии на 38 процентов.
Испания, Италия, Франция, Австрия, Великобритания… Далее - везде. Везде все плохо, и надежды на свет в конце туннеля остаётся все меньше. Несмотря на все предпринятые меры безопасности, летний спад сменился новой вспышкой.
Ученые не знают, что делать, и с чем связано такое резкое ухудшение ситуации, зато свои причины происходящего выдвигают политики.
Так Марк Дрейкфорд, первый министр Уэльса и лидер валлийских лейбористов, обрушился с критикой на английское правительство на то, что ему приходится вновь вводить ограничения.
Он сказал, что есть несколько причин роста заболеваемости, в том числе и то, что «в Уэльсе была такая успешная программа вакцинации и низкий уровень заболеваемости в начале лета».
К ноябрю действие вакцин резко прекратилось. Всё больше и больше исследований указывают на то, что иммунопрофилактика активно работает всего несколько месяцев. Максимум - до полугода. Если не будет вовремя введён бустер, человек может опять оказаться не защищённым от заражения.
Эту версию подтверждает и ухудшение ситуации на Гибралтаре, где обе дозы вакцины получили и затем ревакцинировались порядка 118% населения (такой странный процент выходит с учетом поставивших себе бустер) - как ещё совсем недавно заявляли, это было самое защищённое от коронавируса место на Земле.
В Гибралтаре вторых доз сейчас вколото больше, чем официальная численность населения (33 691 человека). Свыше трети граждан уже получили и третьи "бустерные" прививки.
Тем не менее, налицо новая вспышка. Причём настолько сильная, что власти собираются ввести «рождественский локдаун».
На днях здесь опубликовали «дорожную карту» о намерениях отменить праздничные вечеринки, официальные приемы и пати. Эти меры аргументируют тем, что заражение COVID-19 «в последние дни стало еще более экспоненциальным».
Спасение от инфицирования вакцинированных Европа видит в том, чтобы запретить людям, не прошедшим иммунизацию, выходить из дома по любым причинам, кроме посещения работы, магазинов первой необходимости и аптек.
Первой на столь неоднозначные меры, как известно, с 15 ноября решилась Австрия.
Канцлер республики Александр Шалленберг и не скрывает, что целью этого запрета является не сокращение числа заражений, а то, что «мы должны повысить уровень вакцинации. Она на позорно низком уровне».
Следом ограничения для непривитых и не переболевших вводит Чехия - с 22 ноября. Здесь не собираются отменять массовые мероприятия для иммунизированных, но запрещают непривитым покидать свои дома.
Как сказал премьер-министр Андрей Бабиш, все ограничительные меры, введённые прежде, не показали своей эффективности. Такого количества заболевших (22+ тысячи) в стране не было с начала пандемии. Что ж, получается, что даже 60% привитого населения не хватит для достижения так называемого «коллективного иммунитета», выходит, подвергать иммунопрофилактике нужно больше, но медленнее, этапами. Чтобы антитела не исчезали сразу у всех одновременно.
Бельгийские власти также видят возможность улучшить положение дел в том, чтобы срочно колоть всем снова бустер. «Мы сами оказались заложниками своего успеха», - заявили правительственные чиновники. По их мнению, массовая вакцинация была проведена слишком быстро и масштабно, спустя пять месяцев вакцина потеряла свои свойства одновременно у всех, отсюда такой мгновенный подъем тоже у всех.
На фоне рекордного роста заболеваемости Германия фактически признала неэффективность двух доз и призвала ревакцинироваться каждого взрослого жителя от 18 лет.
«Одна из причин резкого роста заболеваемости является слишком низкий уровень вакцинации граждан - 65-67 %, а надо не менее 75, а лучше 100 % для надёжности».
При этом ограничения у немцев вводятся в том числе и на открытом воздухе.
По одному из предположений, такая необъяснимая вспышка и сразу везде в ЕС может быть связана с появлением нового варианта SARS-Cov-2, пробивающего иммунную защиту. Так в своё время «уханьский вариант» эволюционировал в дельта-штамм.
Дальше может быть хуже, так как и опасную дельту в самом ближайшем будущем может сменить новая разновидность вируса. Об этом говорят в Великобритании и в том же Уэльсе.
«Есть, по крайней мере, вероятность того, что этот штамм окажется более устойчивым к вакцинации, чем нынешний», - констатировал Марк Дрейкфорд, первый министр Уэльса.
Мутации в «живых резервуарах», которыми являются в том числе живые больные люди, усилили свойства вируса в сторону большей заразности с одновременным ускользанием от специфических антител, позволяя ему обойти некоторые иммунные реакции организма. Это стало результатом искусственного отбора в понимании Чарльза Дарвина, результатом так называемого селективного давления, оказанного на популяции вирусов человеком. С этим могут быть связаны и сегодняшняя, и все последующие вспышки.
Но на этом эволюция COVID-19, увы, ещё не завершена.
Про возросшую повсеместно смертность рано говорить, так как большинство европейских стран ещё не прошли очередной «экватор», но уже сейчас понятно, что летальные исходы в восточной Европе всегда были и будут выше, чем в развитых странах ЕС.
В целом пока ещё эти показатели далеки от пиков прошлой зимы, хотя в той же Норвегии смертность уже гораздо выше январских показателей - 43 человека скончались здесь 18 ноября.
Но если в других странах, даже тех, где начался резкий рост, смертность имеет ярко выраженные подъемы и спады, то у нас в России, несмотря на наметившееся улучшение, смертность от коронавируса, увы, пока не проседает вообще, периодически она замирает, несколько дней топчется на месте, чтобы собрать силы и рвануть ещё выше...
Читайте материал «Введение QR-кодов по всей России: международный опыт оказался неоднозначным»
Читайте также: "Россию призвали выйти из ВОЗ"