– Лично меня не устраивает зарплата, – поясняет молодой педагог гуманитарного вуза Наталья, – Недавно я зашла в супермаркет и увидела объявление: требуются кассиры. Так вот, я получаю меньше. Это обидно! Плюс – эмоциональное выгорание... Я уже начала писать резюме для поиска новой работы. Чувствую, что скоро решусь.
Другой вузовский педагог, Елена, уже шесть лет преподает в техническом университете. Работу менять не собирается, но признается, что не уходит только потому, что доходы мужа позволяют ей заниматься любимым делом.
– Несколько лет назад наши зарплаты даже повысили, но радовались мы этому только в первый момент, – поясняет она. – Дело в том, что вместе с повышением часть преподавателей перевели на 0,75 и на 0,5 ставки, а кого-то даже на 0,25! В итоге сотрудники стали получать столько же, а то и меньше, чем до повышения. Разве на 45 тысяч проживешь? Говорила с коллегами из других институтов, и оказалось, это общая проблема. Есть, конечно, стимулирующие надбавки, но они начисляются странным образом. Самые большие баллы получаем за опубликование статей в иностранных изданиях, а отнюдь не российских. Вообще-то это не очень справедливо, кроме того, многие у нас в вузе вообще не понимают, почему первостепенно важно что-то показать Западу, а не отечественным коллегам?
– Проблема зарплат действительно существует, – пояснил нам коллега Елены Алексей (имя изменено), педагог с большим стажем другого технического вуза, – например, у нас в университете самые низкие оклады – примерно 50 тысяч рублей, а многие получают и выше, однако нагрузка такая огромная, что сотрудники часто не берут полную ставку: слишком тяжело. На мой взгляд, как раз именно этот нереальный объем работы и заставляет задумываться о смене места работы. Лекции практически каждый день, плюс приходится заполнять огромное количество бумаг. Эти бесконечные отчетности...
Еще одна причина недовольства, названная нашим собеседником, – это, конечно, удаленка.
– Во время онлайн-лекций студенты часто экономят трафик и не включают видео. Это ужасно, когда ты общаешься с черным экраном. Непонятно, сидят они или не сидят, слушают или не слушают. Но даже если и включают, разговаривать с человеком на экране куда сложнее, чем вживую.
Кстати, именно из-за удаленки в сентябре покинула один из известных российских вузов педагог, проработавшая в нем около полувека.
– Чуть-чуть не дотянула до юбилея: будущей зимой собиралась отметить 60-летний стаж общей педагогической работы, да не сложилось, – вздыхает она. – В сентябре пришла на первое заседание кафедры, поблагодарила коллег и объявила, что заканчиваю свою трудовую деятельность. Отговаривать меня не стали: все-таки возраст...
Педагог вела лекции по социологии, психологии и политологии. По ее словам, преподавать эти предметы дистанционно недопустимо.
– Я и в прошлом году выступала против дистанционки, но последней каплей стало то, что в этом учебном году нас поставили перед выбором: либо вакцинируйтесь, либо работайте из дома, – говорит преподаватель. – Я делать прививку не хочу по личным причинам. И преподавать удаленно – тоже. Со мной вместе уволилась еще одна коллега. Она как раз вакцинирована, однако для нее главной причиной стало именно то, что она вообще не хочет преподавать дистанционно.
Помимо удаленки, низких зарплат и большой загруженности есть еще одна причина недовольства педагогов, и появилась она совсем недавно.
– Мне и коллегам из других вузов очень не нравится так называемая политика варягов, – говорит Алексей. – Сейчас во многих учебных заведениях снимают опытных ректоров, а вместо них назначают и.о. (впоследствии те вступают в должность руководителей). Так вот, эти «и.о.», как правило, коты в мешке. Они не взращены в стенах вуза, не выбраны нами, а приходят со стороны. Я не говорю, что такие назначения обязательно плохие, но просто когда ты не знаешь, чего от нового руководителя ждать, это создает в коллективе сильное напряжение.
Между тем педагоги признают, что особой текучки у них на работе нет. Почему же при таком общем недовольстве преподаватели не увольняются стройными рядами? Как оказалось, все переживания они копят в себе, лишь обсуждая кулуарно, и пока продолжают работать. Так, согласно проведенному НИУ ВШЭ опросу, лишь 5% вузовских педагогов в данный момент активно ищут другое место работы. Около 13% хотя и желали бы перейти в другое место, но не решаются, а 8% не уходят из родного вуза, потому что не уверены, что смогут найти другую работу.
– Вузы – заведения специфические. Понимаете, педагоги – это же, как правило, люди науки. Мы все звезды – каждый в своей области. Каждый имеет свое мнение. Для людей такого склада свойственно ко всему относиться критически. Мы никогда не бываем полностью удовлетворены. Так что недовольства педагогов в вузах всегда были, есть и будут, – пояснил «МК» один из авторитетных вузовских преподавателей.