Так, Минобрнауки Республики Северная Осетия - Алания уже подготовило проект, согласно которому студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям, будут направлять на замену заболевших возрастных педагогов. В министерстве уточняют, что такое замещение учителей будет проходить в рамках педагогической практики и что ставить на замену планируется только студентов старших курсов, имеющих высокий балл успеваемости.
Да и в Москве педагоги заболевают один за другим.
- У нас в школе многие учителя вакцинированы, но, как известно, прививка — не гарантия того, что ты не заболеешь, - говорит Татьяна, учитель старших классов одной из школ Северо-Западного округа столицы. - Конечно, я боюсь подхватить корону, но если бы я заболела и мне на замену поставили студента, не уверена, что он справился бы. Классы у нас в школе шумные, ребята дерзкие, а студент, он же сам еще ребенок — только познает азы профессии. После выздоровления все равно пришлось бы наверстывать упущенное. К счастью, у нас в школе нет проблем с заменой «предметника»: специалистов достаточно.
Однако саму по себе тенденцию к «омоложению» педагогического состава директора передовых московских школ считают явлением прогрессивным.
- К нам в школу за эти два года пришло очень много молодых учителей — по алгебре, геометрии, химии, физике, и мы безумно этому рады, - рассказывает Мария, ученица 10-го класса одной из сильных московских школ. - Молодые учителя говорят на понятном нам, подросткам, языке, поэтому им легче объяснять нам сложные темы. А если учитель — мужчина, да еще и симпатичный, вообще хорошо: девочки его внимательно слушают, ловят каждое слово, тянут руку, чтобы он их спросил и отметил. Да и с педагогами-девушками у нас отличное взаимопонимание. Мы даже в Instagram с ними дружим!
А вот девятиклассник Артем из соседней школы поделился противоположным опытом.
- Я отличник и нацелен поступать в технический вуз, впереди — ОГЭ, а нам поставили очень молодого и совсем слабого учителя по алгебре и геометрии. Говорил быстро и сумбурно, писал что-то на доске и сразу стирал, и мы ничего не успевали понять. В итоге родители обратились в администрацию школы, увольнять этого педагога не стали, но перебросили на младшие классы — путь сначала на них потренируется. Нам же вернули пожилую учительницу с большим опытом. Я считаю, это хорошо.
«Понятно, что для самих студентов вузов такая практика очень полезна, комментирует детский психолог и педагог Симона Филимонова. - Но вот если говорить об учениках, то тут все не так однозначно. Если студент хорошо мотивирован, искренне мечтает о профессии педагога и если, к тому же, он обладает нужными навыками (то есть, и хочет, и умеет), тогда это хорошо. Со студентами коммуникация у детей лучше, чем с возрастными педагогами. Но тут ведь вопрос не только в коммуникации — помимо общения, детей еще нужно и чему-то научить. А для этого нужен опыт, нужны знания.
Особенно осторожно, по мнению Симоны Филимоновой, следует подойти к такой замене в начальных классах. Ведь в «началке» детям не только дают знания — их еще и «учат учиться». Здесь педагог должен понимать, какие нужно развивать качества и навыки у того или иного ребенка, а для этого необходим опыт.
- Но если на замещение в школах будет отбор, если будет (хотя бы первое время) контроль над студентами со стороны уже действующих учителей — это очень хорошо, - резюмирует специалист.
А как у них? По данным одного из исследований, 20-процентную отметку по количеству учителей до 30 лет от общего числа педагогов уже перешагнули Бельгия, Турция, Мальта, Япония и ряд других стран.
Как рассказал «МК» папа школьника из Токио, старый стереотип, согласно которому педагог-сэнсей воспринимался учениками почти как строгий и неприступный бог, уже уходит в прошлое.
- Большинство учителей у нас — молодые педагоги. К такому учителю ребенок обращается по имени и общается с ним как со старшим товарищем. Уже нет субординации в виде поклонов и официального обращения. Такое осталось лишь для школьных праздников и торжественных мероприятий.
В России процент молодых преподавателей пока ниже. В марте этого года на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке министр просвещения Сергей Кравцов сообщал, что средний возраст учителя в России — 45-47 лет.
Судя по всему, привлечение к работе в школах студентов вполне может стать первой ласточкой в кампании по «омоложению» педсостава.