Прекратить голодовку Саакашвили призвал 10 ноября Европейский суд по правам человека. Он также своим решением обязал власти Грузии обеспечить адекватное лечение и безопасность экс-президента. Напомним, что политик, который после своего нелегального возвращения в Грузию накануне муниципальных выборов 1 октября был задержан полицией, объявил голодовку, которой уже «исполнилось» 43 дня.
Много это или мало? Первая в истории политическая голодовка заключенного длилась, кстати, всего 9 дней. Этим заключенным был Николай Чернышевский, который голодал в камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, требуя свиданий с женой. Было это в 1863 году. Во время голодовки он продолжал писать свой роман «Что делать», дело как раз дошло до третьего сна Веры Павловны. Свидания с женой ему разрешили. Так Чернышевский стал автором и не только знаменитого романа, но и новой методики политической борьбы. Вокруг Николая Гавриловича не суетились медики, в европейских столицах до него никому не было дела. И никаких прав человека. Но при этом понятие «голодовка» имело совершенно четкое значение. «Голодовка» - это когда человек ничего не ест. Совсем ничего. А если при этом он еще ничего и не пьет, то это сухая голодовка. Считается, что ее человек может выдержать не более 10 дней. Но вот история прошлой весны: российский блогер Выграновский продержался в сухой голодовке 40 дней. Но потом все равно умер. Когда стал из нее выходить.
При этом Выграновский голодал не по политическим, а по медицинским мотивам. Так он «очищал» свой организм. Лечебное голодание – довольно распространенная практика. Нечто подобное практиковал и Саакашвили, когда проходил курсы похудания в европейских клиниках. Причем платил за это немалые деньги, но не свои. Как оказалось, во времена своего президентства Саакашвили худел в дорогих западных клиниках за счет госбюджета. Вскоре ему предстоит ответить перед законом и за эти растраты.
Поэтому в текущей исторической ситуации очень важно не перепутать настоящую голодовку с лечебным голоданием. Настоящую голодовку отличает готовность идти до конца и уровень требований. Нелепо жертвовать жизнью ради того, например, чтобы тебе передали в камеру твое любимое вечернее платье. Понятно, что голодовку по бытовым мотивам человек рано или поздно закончит. Вот с мотивами идеалистическими сложнее.
Диссидент Анатолий Марченко в 1986 году объявил голодовку в Чистопольской тюрьме с требованием освободить всех политзаключенных СССР. Он голодал 117 дней. Примерно на 40-й день его начали кормить принудительно. Марченко добровольно прекратил голодовку, а через несколько дней после этого умер. Это было 8 декабря 1986 года, а 31 декабря Горбачев принял решение об освобождении политзаключенных.
В марте 1981 года в ирландской тюрьме Мэйз началась голодовка сторонников Ирландской республиканской армии (ИРА) в знак протеста против лишения их статуса политзаключенных. 10 ее участников скончались, но продержались они разное время. Инициатор акции Бобби Сэндс умер через 66 дней после ее начала, другой заключенный, Киран Дохерти, через 73 дня. Он продержался дольше всех, а минимальный срок от начала голодовки до смерти составил 46 дней. Саакашвили был лично знаком с тогдашним премьером Британии Маргарет Тэтчер и признавался, что был ею очарован. Теперь ему стоило бы вспомнить слова «железной леди» по поводу смерти ирландцев: «Это был их выбор». В отличие от тоталитарного СССР, в демократической Британии заключенных насильно не кормили.
На фоне этих действительно великих людей как-то даже неловко говорить о голодовке Саакашвили. И дело даже не в кадрах, на которых он что-то ест, и информации о том, что он пьет соки и принимает разные препараты. Причем не выглядит сильно исхудавшим на 43-й день. Главный вопрос: ради чего он голодает? Судя по всему, он и его окружение сейчас добиваются одного: перевода из тюрьмы в частную клинику. Причем речь идет об одной конкретной клинике – тбилисском медицинском центре «Вивамеди», где уже давно освободили для экс-президента целый 5-й этаж. Врачи, явно не чужие для Саакашвили, рекомендовали перевести его в эту клинику еще на 20-й день голодовки (его состояние уже тогда называли «критическим»). Не странно ли все это?
Я полагаю, что все это неспроста. Саакашвили очень не хочет провести в тюрьме 6 лет. Не исключено, что перевод в клинику нужен для организации его побега. Не зря же настаивают и требуют, чтобы именно туда: возможно, там уже достигнуты все договоренности с персоналом и руководством. Организовать надежную охрану такой клиники довольно трудно, тем более, что она будет продолжать работать на прием обычных пациентов.
Ну и чтобы окончательно все понять о голодовке Саакашвили, достаточно вспомнить об одном из лидеров террористической организации Фракция Красной Армии Хольгере Майнсе, который погиб в тюрьме на 59-й день голодовки. Ему было 33 года, и при росте 183 см он на момент смерти весил менее 39 кг. Сравните с Саакашвили на видео на 43-й день и почувствуйте разницу.