- Весной уже был принят запрет на высадку детей из общественного транспорта и штраф в размере 5 тысяч рублей для водителей и 20 тысяч для должностных лиц. Откуда теперь взялась цифра в 300 тысяч?
- Кто высаживает ребенка? Как правило, контролер, а с точки зрения закона он обычно не должностное лицо. Следовательно, привлечь к ответственности его не получится. Наша задача возложить ответственность на перевозчика.
- Испугать, то есть?
- Призвать к ответственности. Мы настаиваем на том, чтобы администрация перевозчиков начала вести разъяснительные работы с водителями и кондукторами. Часто им легче высадить ребенка, чем вникать в последствия своего поступка и возможной административной ответственности (о которой большинство из них даже не подозревает). 300 тысяч – эта та сумма, которая способна отрезвить перевозчиков и начать ответственно относится к рабочим отношениям между администрацией и исполнителями.
- А как, по-вашему, должен будет выглядеть процесс задержания ребенка-зайца? Вот ребенка «поймали», а он «уходит в отказ» - фамилию не знаю, имя забыл, где живу – не помню. Что делать то в таком случае, если высаживать нельзя?
- Давайте я расскажу, как это должно быть. После того, как кондуктор выясняет, что ребенок не оплатил проезд, он сообщает об этом в диспетчерскую и водителю. В диспетчерской связываются с полицией, передают кондуктору координаты остановки, куда подъедут представители правопорядка. Как правило, это конечная или ближайшая по рейсу автобуса. Далее кондуктор высаживает ребенка и передает его представителю правоохранительных органов, который обязан связаться с родителями и составить протокол в их присутствии. Протокол может быть составлен в отделении или на месте, если родитель прибыл быстро.
- Не будет ли это означать де-факто бесплатный проезд для несовершеннолетних? Перевозчик не захочет связываться со штрафами, протоколами и все закроют глаза на проверку оплаты проезда у детей.
- Мы, действительно, могли бы настаивать на принятии поправок о бесплатном проезде для детей. Но технически провести закон о штрафах намного проще, чем такой проект, требующий значительных ассигнований из бюджета. Мы в первую очередь беспокоимся о безопасности детей, поэтому в преддверии зимнего сезона пытаемся создать для детей законодательную «подушку безопасности». И даже если представить, что закон о бесплатном проезде для несовершеннолетних принят, то никто не может исключить ситуации, когда ребенок забыл дома или потерял свой документ.
Череда последних случаев, когда дети оказывались одни в незнакомом месте из-за высадки их из автобуса, не может не настораживать. Большинство таких ситуаций произошло в небольших населенных пунктах, где транспортное сообщение развито не очень хорошо. Именно это подвергает ребенка наибольшей опасности. Так 10-летняя девочка из Твери в прошлом году была выставлена на мороз на пустыре и вынуждена была пройти более трех километров до школы. 9-летний мальчик из свердловской области так же был вынужден покинуть автобус в неизвестном ему районе города. Добраться домой ему помогли прохожие.
Закон о запрете высадки несовершеннолетних вступил в силу лишь весной этого года. А действие его, по сути, вообще можно запустить только в том случае, если с ребенком случилось что-то страшное, а ситуация была предана огласке. По мнению Александра Абаканова, юриста по правам ребенка, «с точки зрения закона высадка несовершеннолетнего пассажира является уголовным нарушением и регламентируется статьей УК «Об оставлении в опасности». По ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» предусмотрена ответственность в виде штрафа до 80 тыс. рублей».
- Как, по-вашему, возможно организовать работу с несовершеннолетними "зайцами" с точки зрения закона?
- Я бы мог предложить совместный с Росгвардией проект. Это система "тревожных кнопок", которыми может быть оборудована вся система общественного транспорта. Стоит эту систему запустить по всей стране. Пока же она действует только в Санкт-Петербурге и частично в Волгограде. По сигналу о нарушении (не только по безбилетникам) приезжает наряд Росгвардии и разбирается с нарушителями.