Тем не менее вот уже почти полвека, находясь на своем посту, я продолжаю чудачить, получая от этого огромное удовольствие. Вот и сегодня я посетил урок в первом классе, который вела опытная учительница Ирина Викторовна Нурмухамедова. Малыши только пару недель провели в школе. И, по сути дела, цель педагога состоит в том, чтобы максимально адаптировать их к школьной жизни. Но адаптировать, развивая и обучая, не тратя время на сюсюканье и заигрывание с первоклашками. Что ни говори, а образование — дело серьезное от первого и до последнего дня обучения в школе.
Тема урока достаточно серьезна: слова и слог. В классе произведена групповая рассадка. Дети расположены не по старинке: ровными рядами лицом к учителю и спиной к задней стенке, а сгруппированы по пять человек за квадратными столами, что оптимально для совместной проектной деятельности. А как иначе, ведь русский язык это не свод мертвых правил, которые надо вызубрить, а средство коммуникации. Малышам предстоит научиться коммуницировать в группах: обсуждать возникающие в ходе урока проблемы и искать коллективные решения. К слову сказать, этот формируемый буквально с младых ногтей опыт пригодится в дальнейшем при решении любых проблем во всех сферах человеческой деятельности.
Потому содержательный разговор с первоклассниками и начинается с обсуждения проблем коммуникации. Но как же существенно отличаются нынешние дети от их предшественников из прошлых поколений. Они легко выходят на вывод о том, что коммуникация бывает устная и письменная в Интернете (!). На вопрос учителя: «Чем отличается человек от животного», — они говорят о разных языках общения. Обращаю внимание читателей на то, что дети, еще незнакомые с зоопсихологией, тем не менее из своего личного опыта наблюдений на даче, в лесу, в дельфинарии отмечают, что животные и птицы общаются, но на своем языке.
«А как же традиционное обучение слоговому чтению? — спросит встревоженный дедушка, обучавшийся в первом классе в середине прошлого века. — Не уйдет ли в тень эта сторона обучения, будучи подмененной общими абстрактными рассуждениями о коммуникациях людей и зверей?»
Спешу успокоить своего озабоченного ровесника. Дети естественно и органично подходят к сердцевине урока. Старый как мир методический прием. Тыльной стороной кисти учитель, а следом за ним и дети, поддерживает подбородок, произнося: ма-ма, де-душ-ка, ро-ди-те-ли. К слову сказать, когда поборники инновационной шизофрении утверждают, что урок, которому уже четыреста лет, устарел и поэтому от него надо отказаться, я отвечаю весьма просто. Колесо еще древнее, но современные автомобили до сих пор используют эту архаическую деталь. Применяя разумное новое, мы не должны отказываться от проверенных временем методик обучения. Это и будет оптимальным сочетанием традиций и новаторства.
Однако дети начинают уставать, внимание их падает. Необходима так называемая физкультминутка. Но это не формальное «растягивание на четыре счета», типа производственной гимнастики для взрослых. Опытный учитель умудряется так организовать физкультпаузу, что и она работает на содержание данного урока. По команде учителя все вытягивают руки над головой. Во время произнесения педагогом слов по слогам дети должны хлопать в ладоши. Один слог — один раз, два слога — два раза, три слога — три раза. Учение с увлечением продолжается.
Дети расслабились, внимание восстановлено, можно продолжать урок. На интерактивной доске животные и птицы, а под ними квадратики по числу слогов. «Дети, что это за квадратики?» — спрашивает учитель. «Слоги», — догадываются первоклассники. «Нет, — поправляет их педагог, — это не слоги, а схема слова». Глубочайшая мысль, ибо она подготавливает развитие абстрактного мышления у ребенка. После чего учитель переключает своих питомцев на работу с учебником, в котором они заполняют таблицы необходимыми слогами.
Но они вновь начинают уставать, необходима новая пауза. И тогда педагог дает новую установку детям. Она предупреждает о том, что будет произносить команды: руки вверх, руки в стороны, руки вниз. Но ее собственные движения не будут совпадать с голосовыми командами и даже им противоречить. Первоклассники должны будут повторять движения учителя, не обращая внимания на слова. Прием не нов, он используется во всем мире вот уже пятьдесят лет и способствует концентрации внимания ребенка.
После очередной паузы дети приступают к самому важному заданию. На столе у них конверты, в которых лежат рассыпанные слоги. Каждой команде предстоит создавать текст, который состоит из предложений. Предварительно педагог дает упражнения, позволяющие детям убедиться в том, что хаотический набор слов не составит предложение, ибо теряется его смысл. То же и с текстом сказки в целом, поскольку любая сказка имеет начало, продолжение и конец. После чего дети по группам приступают к созданию текста. В каждой группе идет обсуждение, дискуссии. В классе необходимый рабочий шум, гораздо более продуктивный, нежели так называемая железная дисциплина, воспитывающая не творческую личность, а послушного исполнителя. Ура! Первоклассники всех групп успешно справились со сложным заданием. В финале урока их ждет приятный сюрприз.
Им предлагается открыть желтый конверт, в котором веселые улыбающиеся колобки на магнитиках. У всех детей прекрасное настроение, они устремляются к магнитной доске, прикрепляя к ней колобков. Милые дети непосредственны. По дороге один мальчик обнимает учительницу, прижимаясь к ней. Улыбаются дети, расплывается в улыбке педагог, напоминая выражением лица колобка. Почти все первоклассники благодарят учителя за урок.
Наступает мой выход. Я благодарю педагога за выполнение сложной и трудной работы. И тут встает мальчик и, протягивая мне ладонь для рукопожатия, глядя мне прямо в глаза, произносит: «А вы нам тоже понравились!» Ей же богу, такая оценка дорого стоит.
Почему я столь подробно описал этот урок? Он записывался на камеру и, разумеется, будет разослан в семьи детей этого класса. Родители, бабушки и дедушки будут иметь повод похвалить своих детей, чем, безусловно, повысят их самооценку и мотивацию к учению. А еще, посмотрев видеозапись, получив представление о современном уроке, старшее поколения перестанет опираться в своих суждениях о современном образовании на страхи, слухи и фобии, почерпнутые из собственного опыта прошлого века.
Я верю в открытое образование, без которого наша страна не станет открытой и, следовательно, успешной.
Что же касается так называемых эффективных менеджеров, считающих ниже своего достоинства посещать уроки учителей своей школы, то спешу добавить, что от хозяйственных дел нам, директорам, действительно никуда не деться. Но, распределяя финансы, укрепляя материальную базу школы, закупая новое оборудование, мы должны помнить, что это всего лишь создание условий для успешного обучения и воспитания детей и раскрытия творческого потенциала педагогов. В хозяйственной деятельности руководителя школы невозможно ограничиться холодной калькуляцией. Какие средства и куда вкладывать на перспективу развития школы, может определить лишь директор, остающийся в первую очередь педагогом.