Основное беспокойство современных педагогов – историков и специалистов-разработчиков учебных программ – вызывает не столько уровень знаний учеников, сколько стремительное устаревание общепринятых методов обучения. Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что развитие современных технологий, а именно «Интернет делает нам сегодня серьезный вызов». По его мнению, поскольку современная молодежь совершенно по-иному воспринимает и обрабатывает информацию, «нет смысла запрещать или скрывать какие-то источники и ресурсы. Важно научить детей понимать технологию искажения фактов, учить правильно анализировать информацию».
Понятно, что «поколение next» сегодня сложно заставить читать школьный учебник истории, который, увы, до сих пор лишен интерактивного и игрового элемента. И дети, естественно, устремляются во всемирную Сеть, где, в отличие от учебников, полно интерактива и активитета. Это же опасение разделяет и председатель Ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян:
– Для кого пишутся учебники? Может ли учебник быть основным источником информации в цифровую эпоху? Все признают, что уроки истории в школе нуждаются в совершенствовании, поскольку они плохо усваиваются нынешними школьниками. Нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео...
Чтобы понять, насколько актуально для нынешних детей изучение истории, достаточно обратиться к статистике Роспотребнадзора по сдаче ЕГЭ в московских школах: на 2020 год экзамен «завалили» только 6.9% школьников. И это говорит не о «легкости» самого экзамена, а о том, что методы проверки знаний так же устарели, как и программы. Помощник президента РФ Владимир Мединский заметил, что «современный формализованный экзамен проще кроссворда».
Профессор и академик РАН Анатолий Торкунов, говоря о новых методиках преподавания истории, предложил использовать весьма необычную технологию: «параллельная история безопасности». Этот проект представляет собой своеобразную виртуальную энциклопедию, в которой собираются различные мнения, архивные фото и видеоданные со всего мира. По мнению председателя Русского исторического общества Сергея Нарышкина, доступ школьников к такой базе особенно ценен, потому что «расхождения в оценке исторических событий прошлого не должны политизироваться и приводить к росту ненависти в мире». Он считает недопустимым «политизировать исторические споры», а также использовать такие разногласия, чтобы «воспитывать новые поколения в ненависти друг к другу».