Тепляковы рассказали «МК» об итогах первых 20 дней учебы их дочки в первом семестре:
– С начала учебного года Алиса прочитала учебники по философии – вузовский, страниц на 800, анатомии и физиологии ЦНС (страниц 600), 13 диалогов о психологии Соколовой (страниц 700), а также учебники по «Русскому языку и культуре речи», «Логике», «Концепциям современного естествознания», «Незнайку на Луне» и немного сказок. Алиса подготовила доклад, который уже одобрен преподавателем. Редкий студент может похвастаться такими результатами к 20 дню семестра. Она готова сдавать ряд дисциплин.
По поводу высказываний студентов-однокурсников об Алисе мама Наталия ответила, что они их не читают (а узнали о них от нас), добавив: «И вообще не очень ясно, между парами играть запрещено? Или это повод жалеть ребенка? А в школе они тоже всех жалеют – детям же можно играть только на переменах и после уроков?». А на «сплетни и слухи» об Алисе, как они это называют, родители отреагировали старым советским анекдотом: «Правда ли, что Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею? – Конечно. Только не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл, и не «Волгу», а сто рублей. И не Рабинович, а Геворкян!».
Наталия добавляет: «Было бы неправильно думать, что Алиса только учится. За это время мы съездили несколько раз в парк аттракционов, посетили музеи Кремля, включая Оружейную палату, отпраздновали два дня рождения детей (6 лет и 3 года), это не считая детских игр и развлечений».
Как писал ранее «МК», на факультете психологии МГУ не исключают индивидуального обучения девочки: «Алиса Теплякова имеет право на освоение программы по индивидуальному учебному плану, что вполне целесообразно в ее ситуации для того, чтобы иметь возможность с учетом возрастных особенностей выполнить требования образовательного стандарта МГУ, единые для всех обучающихся по специальности психология служебной деятельности.
Как сообщили нам сегодня в пресс-службе психфака МГУ, «пока такого учебного плана нет, он будет, если отец Алисы напишет соответствующий запрос в ректорат».
Между тем один из студентов 1-го курса факультета психологии университета поделился с «МК» своим мнением. Сокурсники Алисы сейчас изучают в том числе и хрестоматию Соколовой, о которой упоминали и Тепляковы в списке прочитанной их дочерью учебной литературы. И студент нашел в учебнике пример, идентичный Алисиному:
— В хрестоматии по психологии, которую я сейчас читаю, описан случай Джона Милля. Его отец, философ Джеймс Милль, также практиковал методики сверхраннего обучения. С возрастом сын превзошел отца в уме и способностях, но не обошлось и без побочных эффектов. Кроме стандартного «потерянного детства» биографы отмечали у Милля-младшего «подорванное здоровье». Выражалось оно, к примеру, в плохой памяти на конкретное и частное, что могло быть связано с особенностями техники обучения, согласованной с философией «ментальной механики». Я, конечно, сомневаюсь, что Алису учат по методу Милля, но этот пример показывает, что у раннего обучения могут быть весьма неожиданные поздние последствия.