Конечно, любой, путешественник, отправляющийся в Арктику, мечтает увидеть белого медведя в живой природе, в естественной для него среде обитания.
Но гарантировать встречу с мишкой и качественную фотосессию вам не сможет никто, так эти животные непредсказуемы и одновременно зависимы от климатических условий, пищевой цепочки и цикла деторождения.
Но, как я уже писала, к участникам нашей экспедиции удача расположилась с первых же дней, и не переставала благосклонно улыбаться до окончания путешествия.
На острове Колючин (в переводе с эскимосского - «колючин» это отдельная льдина) нам посчастливилось увидеть и снимать хозяев Арктики в количестве, превышающем полсотни, хотя со слов корабельной команды двумя неделями раньше на этом же Колючине они с трудом разглядели пару косолапых блондинов.
Спустя несколько дней на пляже необжитого людьми острова Геральд к нам в разгар фотосессии вышла медведица, да так внезапно, что пришлось, сломя голову, разбегаться, чтобы не стать ее обедом.
Мне посчастливилось фотографировать мишек плавающими в открытой воде и бороздящими Северный Ледовитый океан на дрейфующих льдинах, видеть кормящих грудью мамаш и залезающих на отвесные горы самцов…
А теперь, нахватавшись всласть, я хочу приступить к «жизнеописанию» медведей.
В широком смысле слова дом белого медведя - это вся Арктика, белая шапка нашей планеты.
Самая «тёплая», южная точка обитания этого огромного, быстрого и очень умного зверя - Ньюфаундленд.
На противоположном полюсе Земли белые медведи не только не встречаются в дикой природе, но и не прижились при попытке искусственного переселения. Хотя, казалось бы, какая разница? На обоих полюсах холодно, есть снег и в изобилии солёный океан.
А вот переселенные в 1975 году на остров Врангеля из Америки овцебыки, некогда населявшие территорию Евразии, не только благополучно прижились, но и за неполные полвека десять завезённых пар наплодили тысячное потомство.
Несмотря на то, что белые мишки по-латыни называются «медведи морские», Ursus maritimus, они всецело зависят от суши. В пользу того, что белые мишки исторически обитали на суше и «спустились» в океан 500 тысяч лет назад, говорит факт их возможного скрещивания с бурыми медведями и жизнеспособности бело-бурого потомства. Удивительно, но недавно на острове Врангеля был обнаружен никогда прежде не обитавший там бурый медведь, судя по всему, пришедший с материка по замерзшему океану.
Кстати, белыми мишек можно назвать условно, по нескольким причинам. Ворсинки их роскошных шуб внутри полые и легко впитывают в себя красители, случается, что в них забивается фитопланктон - одноклеточные морские водоросли, и тогда морда хищника приобретает зеленоватый оттенок,
Под скорее бежевым, чем белым, мехом у медведя чёрная кожа, а у взрослых животных ещё и синий язык, хотя рождаются малыши с розовым.
Можно подумать, будто с возрастом языки «загорают» обожженные прямыми и очень мощными в Арктике лучами ультрафиолета.
Белым мишкам всегда жарко, у них специфическая терморегуляция - шуба и мощный слой жира не выпускают тепло наружу, а потеть они не умеют, и для охлаждения им требуется дополнительный источник холода.
Охотники, пользуясь этой особенностью, гонят медведя до изнеможения - стремительный, сильный в спринте, он не выдерживает долгих дистанций, быстро устаёт, перегревается и становится легкой добычей, вплоть до того, что может погибнуть от разрыва сердца.
Хладолюбивые медведи большую часть жизни проводят на льду, чуть что - с удовольствием заныривая в ледяные волны северных морей.
Лишь в период деторождения (медведица вынашивает потомство 8 месяцев) самки, нагуляв жирок, выходят на землю, выкапывают в снегу берлогу и три месяца безвылазно, на ресурсах собственного организма, дожидаются малышей, рожают, кормят и «ставят на лапы».
Если мы начали говорить о специфических особенностях медведей, помогающих им жить в непростых Арктических условиях, нельзя не сказать об огромных когтистых лапах, с жёсткими, как наждак, мозолями, позволяющими преодолевать многокилометровые дистанции и взбираться на каменные вертикальные скалы.
Помимо загрубевших «подушечек» в качестве альпинистского снаряжения медведь использует подобные обоюдоострым саблям, когти, ими же он цепляется за льдины, выбрасывая из воды свое пятисоткилограммовое тело.
К слову, льдины - основное место питания медведей, можно сказать, это их ресторан, а каждая полынья - тарелка, возле которой хищники поджидают добычу.
Как только тюлень высовывается в полынью подышать, мишка молниеносно оглушает его коротким ударом лапы и мгновенно вдёргивает из воды…
Если медведь питается регулярно и сыт, то он лишь полакомится жиром и кожей добычи, если проголодался, то доест обед целиком, а сильно голодный легко перейдёт на морских птиц, их яйца, рыбу и даже на вегетарианскую диету, довольствуясь морской капустой, в крайнем случае, отходами человеческой жизнедеятельности.
Кстати, у специалистов заповедника есть строгое правило не создавать у мишек пищевую связь «человек - еда», и это касается не только осознанного подкармливания, но и мусора, оставленного в доступной для медведя локации.
Маленькие медвежьи глазки надёжно защищены от ультрафиолета и солёной воды специальным протектором - слизистой оболочкой, позволяющей быстро ориентироваться на суше и под водой, ныряя за добычей.
А плавают мишки, как корабли, рассекая волны мощными лапами с крейсерской скоростью.
На суше мишкам охотиться сложнее, но, обладая суперчувствительным обонянием, унюхав свой потенциальный обед за несколько километров и даже под метровым снежным покровом, они способны долго выслеживать жертву, красться к ней и, выжидав подходящий момент, настигнуть в резком прыжке.
Белые медведи очень обучаемые, безжалостные, хитрые и любопытные, они с интересом изучают новые предметы и быстро понимают, чего стоит избегать и опасаться. Наш сопровождающий по заповедному острову Врангеля рассказал, что медведи в поисках пищи научились ломать и отдирать огромные гвозди, забитые наподобие шипов в ставни бытовок.
Как ни печально, в неволе мишки живут дольше, чем на свободе, и могут достигать 35-40 летнего возраста, вольная же жизнь косолапых значительно короче.
В заключении столь долгого рассказа, посвящённого белым медведям, хочется сказать, что самые вероломные и агрессивные по отношению к человеку медведицы - невероятно нежные, заботливые и любящие мамаши, готовые рисковать жизнью ради своих отпрысков и опекать их до двух лет, а некоторых недорослей и до пяти.
Рожают медведицы не чаще одного раза в три года, созревают к 4-5 годам, самцы позднее, к 6-10ти.
Доминантные самцы полигамны и спариваются за сезон с несколькими самками, порой сражаясь за понравившуюся медведицу не на жизнь, а на смерть.
Читайте предыдущие отчеты о путешествии:
«Приключения Нины Шацкой на Чукотке: белухи с высоты птичьего полета»
«Каша из оленя и следы золотоискателей»