МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Нужно ли заставлять школьницу надевать лифчик»

Детям разрешили ходить в школу с цветными волосами и накрашенными ногтями

В последнее время все чаще возникают конфликты в школах из-за внешнего вида учащихся. Некоторые эксперты связывают это с выходом с дистанта: мол, на нем дети совсем расслабились и забыли о школьной форме. Не утихают споры: прогрессивные учителя считают, что пирсинг и цветные волосы учебе не помеха, а приверженники строгих моральных принципов встают на дыбы – школа это вам не дискотека и не вечеринка косплееров! Может ли школа устанавливать свои правила и имеет ли право администрация школа не допустить ребенка до занятий за его внешний вид?

Фото: pixabay.com

 Вот лишь два последних нашумевших случая: шестиклассника в Иркутске не допустили до занятий из-за «косички самурая», а директор школы в Курской области и вовсе подозревается в том, что порвал ухо мальчику за его отказ снять сережку. 

По мнению председателя профсоюза «Учитель» Юрия Варламова, таких случаев не стало больше, просто в наше время они сразу становятся достоянием гласности, на самом же деле «сейчас педагоги и директора стали гораздо адекватнее относиться к внешнему виду школьников». На вопрос, какие полномочия есть у учителя, если ребенок пришел на уроки в нестандартном виде, Варламов подчеркнул, что «учитель ничего не должен делать». «Хочет ребенок самовыражаться – пусть. Учитель не имеет права не допустить ученика до занятий, лишив его права на получение образования». Однако если в школе существуют какие-то свои правила, локальный акт о внешнем виде, то в этом случае педагог может попросить ребенка написать объяснительную, а еще нужно провести с ним беседу и убедить в том, что так ходить в школу не следует. Недавний случай с «вырыванием» сережки из уха школьника председатель профсоюза назвал «неадекватным поведением» и напомнил, что есть статья, в соответствии с которой  работника школы можно уволить за психологическое или физическое насилие над учеником.  

Эксперт ОНФ Татьяна Половкова напомнила, что, согласно закону, правила касаются только одежды школьников, и сюда не относятся ни пирсинг, ни цвет волос, ни даже маникюр. «Требования должны быть адекватными, – считает Татьяна Половкова. – Понятно, что у школы могут быть свои правила и традиции. На уровне локального школьного акта может быть установлено, какую форму и какие знаки отличия хочет выбрать тот или иной класс». В идеале, все это должно обсуждаться с учениками, родителями и профсоюзом школы. Эксперт убеждена, что дети имеют право на самовыражение и удобство. В случае несогласия школы с внешним видом ребенка, родители должны попытаться вступить в диалог с администрацией школы, а если это не поможет, то идти в вышестоящие органы образования. Даже если принят какой-то локальный акт, а родители, например, не хотят покупать ребенку форму коричневого цвета, то акт всегда можно поменять. А Юрий Варламов добавляет, что локальный школьный документ должен учитывать «показания по здоровью ребенка» и финансовую ситуацию родителей, и при наличии уважительных причин должна быть предусмотрена возможность отойти от этих правил.  

Врач-психотерапевт, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков НМИЦ ПН им. В.П. Сербского Лев Пережогин отметил, что насилие учителя над школьником, любые подобные конфликты могут привести к появлению у ребенка тяжелого посттравматического стресса и даже психического расстройства, что можно квалифицировать как нанесение «тяжкого вреда здоровью». А в этом случае уже   может грозить уголовная ответственность.  

На вопрос, должны ли ругать родители ребенка за пирсинг или крашеные волосы, эксперт объясняет, что вопрос в том, «прилично это или неприлично». «Если прилично, но ярко, то на это не стоит обращать внимания. Если ребенок следует какому-то модному течению, например, сейчас модно красить волосы в разные цвета, надо помнить,что мода скоротечна, и что скоро у него это пройдет», – говорит психиатр.

Однако иногда толерантность кажется невозможной. Недавно в одном учительском паблике педагог пожаловалась: «Как достучаться до пятнадцатилетней школьницы, которая отказывается носить бюстгальтер? Размер уже не маленький, да и блузки довольно облегающие. Девочка упорно говорит: «Не ваше дело». У нее же видно всю грудь! Она не понимает, что может спровоцировать кого-то?».  И в самом деле, что делать в случаях, если ученицы ходят вот так, без бюстгальтеров либо в ультра-мини-юбках? Школа все же не стриптиз-клуб.  

 – Законодательство однозначно говорит о том, что не пускать ребенка в школу даже в такой ситуации нельзя, – объясняет Лев Пережогин. – Возникает вопрос, что делать, если подросток пришел в школу полуголым, ну вообще в вызывающем виде? Здесь нужно делить действия взрослых на несколько этапов. Первый – вежливо поговорить. Учительница, лучше, если это будет молодая женщина, должна потихоньку отвести в сторону эту девочку и тактично у нее выяснить, зачем она это делает? Рассказать, как можно подобрать себе белье, какой формы оно бывает. Поговорить с ее мамой, может, она поможет дочери подобрать бюстгальтер. С одной стороны, это гигиенично, с другой стороны, удобно, с третьей – это может быть красиво! Второй этап – все зависит от возраста девочки. Известно, что с 16 лет можно привлечь к административной ответственности за хулиганство: если мы пойдем по улице голыми, нас полиция задержит. Третий важный момент – выяснить у ребенка цель его поведения. Если девочка хочет таким образом привлечь внимание мальчиков, то надо объяснить, что есть другие, более тонкие способы добиться этого. Если в учебном заведении есть школьный психолог, то можно привлечь его, он с такой задачей, думаю, справится. 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах