Посетить образцово-показательный посёлок Канчалан мне не посоветовал в Анадыре только ленивый.
Выбирать развлечения по большому счету было не из чего, и, узнав, что добираться до этого самого Канчалана нужно порядка трёх часов по лиману и реке, я согласилась, не раздумывая - все, что связано с водой, для меня радость!
Посёлок, встретивший у безлюдного причала огромной угольной насыпью, кучами хлама, металлолома и тишиной, в первый момент произвёл жутковатое впечатление, но в процессе знакомства оказался вполне себе уютным, насколько могут быть уютными улицы с деревянными тротуарами, прикрывающими трубы коммуникаций и избушками на сваях из разноцветных рифленых профилей.
По удивительному стечению обстоятельств мы приехали во Всемирный День празднования малых коренных народов, подоспели в аккурат к подготовительному процессу торжества - установке во дворе одного из домов яранги.
Пока суть да дело, решили прогуляться, познакомиться с населенным пунктом. Насчитали на пятьсот человек жителей три магазина с пёстрым ассортиментом, от канцелярии и унтов до хлеба и алкоголя на одном прилавке…
Заглянули в местную достопримечательность, школу-сад - интернат для детей, проживающих с родителями в деревне, и детей оленеводов, пасущих оленей в тундре. Школа прекрасная, с великолепным спортзалом, классными комнатами, компьютерным классом и уютными спальнями.
Население деревни на первый взгляд состоит исключительно из скучающих мамаш с колясками, иногда еще с одним-двумя подрощенными малышами. Оказалось, что, как только младшему грудничку исполняется год, мать со всей малышней отправляется к мужу в тундру-ярангу, но до года женщина и ребёнок живут в селе.
На изучение окрестностей ушло с полчаса, помимо комфортабельных цветных домиков нашли и видавшие виды деревянные избушки, ветхие, но вполне себе обжитые.
Возле одной из них я по неосмотрительности прошла мимо свернувшейся калачиком собаки, вернее, между носом пса и порогом дома. Крепко дрыхнувший пёс мгновенно оскалился, зарычал, и шерсть его встала дыбом. Хорошо, что мне хватило смекалки, обойти его стороной, а не перед порогом…
К нашему возвращению на праздничный двор в уже установленной яранге пылал костёр, а в котелке над ним кипело густо замешанное духовитое варево с жутковатым названием «кровавая каша».
Рецепт каши в двух словах таков: варят оленьи мясные кости, в сварившийся бульон нарезают мороженый желудок оленя, добавляют олений жир и пару литров крови. Варят.
Предлагают попробовать… Я не смогла. Но с интересном понаблюдала за процессом приготовления, послушала рассказы неопределенного на вид возраста хохотушек-чукчанок о жизни. Нарезая мясо, женщины делились воспоминаниями о 40-летней работе в тундре - приходилось с мокрыми ногами в дождь и с застывшими в мороз днями и ночами ходить за стадом, а теперь, к семидесяти годам, очень болят суставы.
Потом подтянулись дети, из Дома культуры принесли колонки и микрофон. Начался праздник, искренний и радостный. Дети плясали, пели, соревновались в произношении скороговорок на чукотском языке, родители и бабушки умилялись до слез.
Но больше всего удивило, насколько взаимопривязаны друг к другу люди и собаки. Щенков тетешкают, как младенцев, дети тискаются с лохматыми псами на равных, и те ластятся к ним, как к своим щенкам.
На следующий день, вновь пытаясь найти в Анадыре развлечение, мы на огромном не то автомобиле, не то вездеходе - триколе выехали на целый день к реке Быстрой. В общей сложности десять часов зубодробительной тряски были вознаграждены дивными, удивительно разнообразными пейзажами.
За один день мы будто побывали в нескольких странах - и в альпийских цветущих лугах повалялись, и на ледник взобрались, покачались в потоке неистово дующего ветра, насобирали в тундре грибов и поглазели на нерестящуюся горбушу.
Но без печали не обошлось - по дороге заехали в заброшенный посёлок золотого прииска Быстрый и в пару покинутых военными городков. Ужаснулись количеству брошенной техники на золотых приисках и несметным завалам раскуроченных ящиков от уничтоженных боеснарядов и не утилизированных ржавых гильз по соседству с некогда процветающим посёлком военных.
Продолжение читайте в материале: "Тайна острова Ыттыгран: кто построил китовую аллею"
Читайте первый репортаж с Чукотки «Белухи с высоты птичьего полета»