МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Хитрый, тщеславный, зависимый": портрет убийцы школьниц Пестерникова показывал невозможность исправления

За решеткой они не меняются

Педофилы за решеткой не исправляются, даже если демонстрируют трудолюбие и исполнительность. Эту истину отлично знали в колонии №44, где задержанный сегодня за убийство двух школьниц в Киселевске Кемеровской области Виктор Пестерников отбывал наказание: администрация учреждения дала в суд на него отрицательную характеристику.

В этой колонии отбывал срок педофил.

Выйдя на волю, большинство педофилов совершают повторные преступления в первые же год-два. Эту статистику не могли не знать правоохранители, и все же административный надзор за Пестерниковым после освобождения был скорее формальным, чем реальным: на него даже не надели электронный браслет.

«МК» разбирался в особенностях «исправления» и дальнейшего «надзора» (кавычки в обоих словах не случайны).

Предполагаемый убийца двух школьниц Виктор Пестерников свой первый срок получил в июле 2009 года. Тогда Рудничный райсуд Кемерова назначил ему 10 лет колонии за насильственные действия сексуального характера. После СИЗО педофил попал в колонию №44, где осужденные к нему отнеслись, мягко скажем, без уважения. Известный факт, что педофилы за решеткой сразу попадают в самую низшую категорию, вот и с Пестерниковым никто (не считая других осужденных за сексуальные преступления против детей) не здоровался за руку, не ел с ним за одним столом. Вот цитата из характеристики на него: «Круг общения состоит из осужденных, ведущих приспособленческий образ жизни».

Сам он пытался завоевать хоть толику принятия у остальных осужденных и администрации ИК. Как говорят в колонии, «старался услужить, но при этом не прислужить». 

«По характеру: хитрый, тщеславный, зависимый. Самооценка объективная. В конфликтных ситуациях не замечен, в обращении с сотрудниками администрации и осужденными всегда вежлив и корректен» — это тоже из характеристики, которую дали на педофила сотрудники колонии. 

Пестерников трудился за решеткой мастером по ремонту обуви. Раз в неделю выполнял разные работы по благоустройству территории (покрасить стены, подмести плац и т.д.). При этом он почему-то негативно отнесся к идее стать озеленителем. В свободное от работы время он просматривал телепередачи, к книгам относился прохладно. При этом всегда следил за своей внешностью. Можно сказать, бережно за ней ухаживал. «Санитарно-гигиенические требования соблюдает, внешне опрятен. В порче вещевого или казарменного имущества замечен не был. Спальное место и прикроватную тумбочку содержит в порядке».

В то же время педофил, как гласит документ, допустил 6 нарушений правил режима, а поощрений не заработал вовсе.

Главный вопрос — проходил ли он программу психологической коррекции за решеткой. Ответ — да. Но весьма пассивно. А заставить его сотрудники по закону права не имели.

— Психологи, работающие с педофилами, за решеткой есть, — говорит член Общественного совета ФСИН России, руководитель центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. — Но мне не известно о положительных результатах. Педофилия — это, по моему убеждению, не психологическая проблема и даже не психиатрическая, а духовная. Поражены и тело, и разум, и душа. Излечить могли бы (но только по желанию осужденного) «бригады», куда нужно включать священника, опытнейших психиатра и психолога. Я знаю священника, который в колониях общается с педофилами. Пытается им помочь. Он рассказывал: эти люди внутри глубоко переломаны. С одной стороны, страсть тянет на преступление, человек мечтает его совершить, когда выйдет на свободу, с другой — он понимает, что поступает низко. И вот это его состояние внутренней борьбы надо использовать в нужный момент, чтобы вылечить.

К слову, в России закон не предусматривает обязательное медикаментозное лечение для педофилов в колониях (такая практика есть в некоторых странах).

Было ли раскаяние и желание побороть страсть у Пестерникова — сказать сложно. Но он поддерживал отношения с мамой, сожительницей и детьми (переписывался с ними, члены семьи приезжали на свидание). Педофил даже планировал воссоединиться с семьей после освобождения.

Изначально (еще до его освобождения, а именно в 2018 году) суд вынес решение: установить за Пестерниковым административный надзор на два года. Но ФСИН посчитала, что этого слишком мало, и попросила заменить 2 на 8, что суд и сделал в итоге. Так что к моменту освобождения из колонии (отсидел «от звонка до звонка») педофил имел на руках предписание о своем надзоре именно на 8 лет. Ему запретили выезжать за пределы города, посещать места массовых мероприятий, а также продажи алкоголя, выходить из дома с 22.00 до 6.00. Также ему надлежало два раза в месяц являться в отдел полиции по месту жительства — в город Мыски.

Никакого электронного браслета на педофила не надевали, да их и в наличии у полиции нет (сегодня функции контролера за освободившимися педофилами у МВД, а не ФСИН). Меж тем правозащитники и медики не раз говорили: необходимо знать о каждом шаге таких людей, свобода губительна для них и всех, кто их окружает.

Примечательно, что педофил дважды нарушил правила соблюдения административного надзора. Но наказание последовало весьма незначительное: ему предписали являться в полицию трижды в месяц, а также не выходить из жилого помещения с 21.00. В итоге Пестерников попросту покинул Мыски и перебрался в Киселевск — насиловать и убивать.

КСТАТИ

В биографии Пестерникова есть странный эпизод. Летом прошлого года его объявляли в розыск. Мужчина пошел купаться на реку Томь с 8-летним сыном сожительницы и исчез. Несколько дней его искали, а потом обнаружили в больнице. Якобы Виктор перенес микроинсульт. Сейчас напрашиваются две версии, одна страшнее другой: либо Пестерников попытался надругаться над мальчиком, но сбежал, либо исчез, именно чтобы совершить очередное изнасилование. Обе гипотезы проверяются.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах