Сейчас мы это приглашение процитируем полностью, но из жалости (ложное чувство) уберём имя писалки и название столичного театра. Внимание!
«Алесандр Викторвич , добрый день . Меня зовут Y , я являюсь руководителем отделама маркетинга театра ХХХ . Ваши контакты я нашла в журнале СТД РФ . Я очень хочу пригласить Вас к нам в театр на новую премьеру мюзикла “ZZZ “ и так же хотелось бы что бы Вы про нас написали . Возможно в “Московском комсомольце” .Скажите это возможно .Если решение Вашего ответа будет положительное , я сразу пришлю Вам электронные билеты ( скажите предпочтение по ряду ) . Заранее благодарю за ответ .Руководитель отдела маркетинга театра YYY».
Никогда в жизни мне не встречалась такая Игрек Игрековна, которая с невероятным упорством делала бы интервал, прежде чем поставить точку или запятую. Короткая фраза «.Скажите это возможно .» обошлась без запятой и без вопросительного знака. Простые мои имя и отчество руководитель «отделама» не смогла написать правильно. Она не понимает разницы между «что бы» и «чтобы». Но всё это чепуха, граматека (или грамматика?). Стилистический шедевр, конечно, «решение Вашего ответа».
Святой простоте правописания идеально соответствует етическая (или этическая?) простота смысла. Никогда в жизни не слыхал, чтобы приглашали в театр на таких условиях. Приглашений были тысячи, но никому в голову не пришло предварительно требовать обещание написать.
В ответном письме я спросил о датах, Игрек немедленно сообщила: «Добрый еще раз . Для начало я хочу выявить Ваш интерес . )» И пообещала показать «Картинки с выставки» Мусорского».
Для конец скажу, что такой вариант фамилии великого композитора полностью соответствует стилю Игрек. Вопрос: где она училась? кто её учил?
* * *
Многие ли дети ненавидят школу? Не знаем. Такие есть, но сколько их?
В редких случаях дело доходит до стрельбы по учителям и одноклассникам — тогда об этом узнаёт вся страна. Значительно чаще случаются самоубийства — тогда об этом узнаёт только школа, родители, городок.
Но в 999 случаях из тысячи ненависть к школе не заканчивается смертельным исходом. 999 из тысячи — это невидимые миру слёзы.
Эти слёзы неизбежно и пагубно влияют на обучение. Ненависть к школе оборачивается ненавистью к предметам, в том числе — к литературе, к русскому языку, который... Тут можно было бы процитировать Тургенева про «великий, могучий, правдивый и свободный», но два последних эпитета сейчас не вполне уместны. Лучше процитируем президента.
ПУТИН. Для нашей страны русский язык — много больше, чем средство общения. Он объединяет все народы России, является основой нашей национальной идентичности, нашим великим наследием, уникальным по своей образности, четкости, меткости, выразительности и красоте.
Это абсолютно точно, но только в том случае, когда человек владеет этой образностью, выразительностью и красотой, а ещё падежами, суффиксами и знаками препинания (при письменном употреблении).
В декабре 2018 года Общероссийский Народный фронт провёл опрос. Оказалось, что детей, увлеченных учебой, стало ещё меньше, чем было в 2017 году. 73% ребят ответили, что не любят школу; 16% признались, что посещают уроки только потому, что их заставляют родители. Годом раньше таких детей было 12%. Доля школьников, которых принуждают участвовать в конкурсах и олимпиадах, также возросла: с 15 до 19%.
Не будем спрашивать «кто виноват?» — учителя по обидчивости занимают призовое место, сразу после депутатов и отставных офицеров.
* * *
На торжественной встрече (по видеосвязи) с президентом 25 августа были учителя, ученики, их родители. Обсуждали вопросы строительства, питания и пр. А главной темой стали протесты педагогов: они не хотят, чтобы в законах и других государственных документах говорилось, что школа «оказывает услуги».
В этой формуле учителям слышится нечто унизительное. Но это говорит, увы, только о малограмотности учителей. Они путают услугу со слугой, а слугами быть категорически не хотят.
Но быть слугой не унизительно. Это хорошая и важная работа. Савельич (слуга Петруши Гринева, «Капитанская дочка») — абсолютно положительный герой, заботливый бесконечно. Фирс (слуга Раневской, «Вишневый сад») — абсолютно положительный герой. Слуги Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна — абсолютно положительные герои, преданные до гроба. Прочтите описание похорон Пушкина. Гроб из Петербурга везли в Псковскую губернию, в Святогорский монастырь; зима, жестокий мороз. Александр Тургенев потом записал: «Я с почтальоном — в кибитке позади тела... Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл». Жандарм Ракеев вспоминал: «Смотреть было больно, так убивался. Не отходил почти от гроба, не ест, не пьёт».
Слова «военнослужащий», «государственная служба» — что тут унизительного? «Служу Советскому Союзу!» — узаконенная формула гордого ответа на похвалу за геройски выполненный долг. Кроме того, есть высокое слово «служение». Во всех толковых словарях (от Даля до новейших) «услуга — доброе дело». А те учителя, у которых на шее висит крестик, должны бы помнить, что они слуги божьи. А точнее, рабы божьи; неужели это их унижает?
Встречи учителей и учеников с президентом накануне учебного года — это некий ритуал, как и его встречи с рабочими, колхозниками, творческой интеллигенцией и вообще с народом. Народ чего-то просит, а президент обещает выполнить: или сам берётся, или поручает правительству, или как минимум обещает «подумать над предложением».
25 августа в ходе встречи президент дал слово девушке-подростку Кате. Она быстро сказала, что является двукратной чемпионкой чемпионата, который «инициирует интеграцию новых востребованных профессий в систему высшего образования. В этом отношении чемпионат творческих компетенций ArtMasters стимулирует развитие как раз бэкстейдж-профессий не хуже, чем международный конкурс World Skills».
Поскольку ритуал предполагает просьбу, то и она тоже прозвучала.
КАТЯ. Хотели бы предложить Минпросвещения России более активно вовлекать среднее профессиональное образование в такие сферы, как бэкстейдж и диджитал, конечно же, основываясь на опыте нашего чемпионата. Сделать это с тем, чтобы ребёнок смог прийти в колледж на определённую творческую профессию — как клипмейкер или саунд-дизайнер.
ПУТИН (Кате). Ещё раз, пожалуйста, сформулируйте ваше предложение так, чтобы я его мог донести до своих коллег сегодня на совещании. В чём оно заключается?
Если бы Катя на уроке так отбарабанила замечательно выученный текст, учительница, вероятно, произнесла бы известную формулу «расскажи своими словами». Президент оказался дипломатичнее, но своих слов у Кати не нашлось, она повторила.
КАТЯ. Мы хотим попросить Минпросвещения России более активно вовлекать среднее профессиональное образование в сферу бэкстейдж- и диджитал-профессий, творческих компетенций, чтобы ребёнок смог прийти в колледж на определённую творческую профессию и выйти профессиональным специалистом.
И придут, и выйдут, и будет нам счастье.
Великий и могучий
Гастарбайтеры, чтобы получить разрешение на работу в России, должны сдать экзамен по русскому языку. Это экзамен для тех, кто будет подметать, класть асфальт, рыть ямы — а зачем? Для такой работы достаточно мата, а матом арбайтеры владеют, да и экзамен по мату сдавать не надо.
Другое дело — сфера культуры, духовность; там без языка никак. Там безграмотность вызывает отвращение. Именно отвращение — как волос в супе, как убийственные запахи изо рта, подмышек, от немытых ног.
Безграмотная Игрек работает в московском театре (не буфетчицей, не уборщицей). Она училась в школе, но правильнее будет сказать «её учили учителя». И они её не научили.
Получила ли она аттестат? Конечно. Для этого достаточно набрать по русскому языку 24 балла из ста. Но школьные 100% это вовсе не язык Пушкина, Тургенева, Платонова, Набокова. Школьные 100% — это минимум. Значит, у человека, набравшего 24 балла, в голове ¼ (одна четвёртая часть) минимального словарного запаса, ¼ грамматики.
Тот, кто после школы (получив 100 баллов по русскому) поступает на филологический, к концу учёбы увеличивает свои знания десятикратно. По сравнению с ним во рту «руководителя отделама маркетинга театра» 2,4% русского языка. Хорошо, что с таким уровнем знаний Игрек работает не шофёром, не пилотом, не врачом.
В третий раз спросим: кто её учил? Ответ (в некотором смысле) пять лет назад дал тогдашний премьер-министр России Д.Медведев. На форуме «Территория смыслов» учитель из Дагестана пожаловался на низкую зарплату молодых учителей: «10–15 тысяч в месяц». Ответ премьер-министра остался в истории (на втором месте после «Денег нет, но вы держитесь»).
МЕДВЕДЕВ. «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, ещё что-то заработать».
«Меня часто спрашивают по учителям» — тоже ведь шедевр на уровне Игрек. Совет «уйти в бизнес» очень хороший. Какой бизнес наладит нищий учитель? Кто ему даст стартовый капитал? После семи уроков, проверки тетрадей, заполнения бесчисленной и бессмысленной отчётности — «ещё что-то заработать»? Вместо сна и еды?
Сначала сносили школы, теперь строим. Эти деньги в государственном бюджете проходят по графе образование. Но на самом деле уходят (иногда без следа) в строительный бизнес. Строительство школы в смысле знаний ничем не отличается от строительства свинарника. Стройка школы ничему детей не учит.
Тридцать последних лет образование давили, как санкционный сыр бульдозерами. Все эти годы учителя жаловались на мизерную зарплату и лавинообразный рост всякой отчётности — бумажной работы, которая опять-таки ни одного ребенка ничему не учит, а из учителей выжимает последние силы.
Теперь объявлено массированное строительство школ. Построить можно. А учителя? После того как система выдавила инициативных и предприимчивых в таксисты, маникюрши, в челноки 90-х годов, в школе остались либо фанатики своего дела, осуществляющие служение и призвание, либо унылые, инертные, мало к чему способные. Они чувствуют себя неудачниками, и это горькое чувство вымещают на детях — больше не на ком.
Кто и как выучил сегодняшних учителей? Учительница, которой сейчас 25 лет, пошла в школу в первой половине 2000-х, когда ЕГЭ уже шагал по стране и кризис образования уже был очевиден.
Десятилетия (увы) нищеты и непрестижности… Как правильно написать: нещита и непристижность?
Теперь плохо выученные сами учат детей. Качество этой учёбы абсолютно предсказуемо. Не будем спрашивать, это стихийный процесс или (судя по словам Медведева) выращивать умных государству не надо; надо послушных.
ПУТИН. Важнейшая, ключевая тема — это качество образования. Наша цель — обеспечить его высокий уровень во всех школах.
Президент говорит «одинаково во всех школах». Как это сделать, если способных учителей отправили в бизнес? Элитные школы опустить до нищих легче, чем деревенские поднять до столичных.
Но главный вопрос — не здания и не интернет, а кадры. Сегодняшние учителя — результат печального процесса. И сколько школ ни построй к 2024 году, за оставшиеся четыре года учителя не изменятся.
Срубить дерево — пять минут. Вырастить корабельную сосну — сто лет. Осина, конечно, растёт быстрее.