В пресс-службе факультета психологии МГУ «МК» сообщили: «Мы зачислили абитуриентов, которые по баллам прошли на бюджет. Алисы Тепляковой среди них нет.
Говорить о том, что Алиса прошла, можно будет после того, как родители придут заключать договор об оказании платных образовательных услуг».
Сам же Евгений нам ответил так: «С психфаком все хорошо, договоры еще неделю точно можно подписывать. Алиса в любом случае поступила». Ранее в интервью «МК» Евгений говорил: «Учеба для нее – по возрасту. Она играет со сверстниками, и, естественно, с 20-летними дядями и тетями в университете ей говорить не о чем. Она там будет учиться, а не контакты налаживать».
Семья Тепляковых – это мама, папа и семеро детей, разница между которыми составляет примерно полтора года. Алиса – старшая, и у нее единственной имя, привычное нашему слуху. Остальных зовут необычно и очень красиво. Хеймдалль, Лейя, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей. Самому маленькому, Тесею, всего 2 месяца. Как известно, так звали героя греческой мифологии, который убил Минотавра. И это имя брату выбрала Алиса.
Младшим братьям Фейлунгу и Айлунгу – соответственно, годик и два. Айлунг и Фейлунг – китайские имена, «дракон любви» и «летящий дракон». Далее следуют девочки: Терре – четыре, а Лейе – пять. Терра означает Земля. Лейя – цветок. Хеймдаллем звали скандинавского бога, сына Одина. Хеймдаллю Теплякову семь лет.
У Евгения Теплякова несколько высших образований, он психолог, преподаватель психологии, математик, программист. Окончил на «отлично» психфак МГУ. Позже получил еще один красный диплом МГУ по специальностям математика и кибернетика.
Сейчас, по словам Евгения, он работает как раз по специальности (имеется в виду «психолог-преподаватель») – воспитателем семейного детского сада, состоящего из собственных детей, и получает за это зарплату от государства.
Его жена Наталья тоже имеет два высших образования – математическое и финансовое. Несколько лет супруги жили в Китае, Евгений учился там в докторантуре, тогда у них было еще только двое детей, Алиса и Хеймдалль. Видимо, два китайских имени у детей – дань тем годам и этой стране. На своей странице в ЖЖ родители описывают себя так: «Математики, биологи, психологи, философы, экономисты, программисты. Порой социологи, если сильно захотеть – то и политологи. Немного автомеханики, чуть-чуть филологи. Местами спортсмены. Педагоги еще».
Самое удивительное, что не только Алиса, но и вообще все дети Тепляковых в своем развитии намного опережают сверстников. Поэтому отец категорически возражает, когда Алису называют вундеркиндом. Все дети в одной семье вундеркинды? Так не бывает. Семья Тепляковых на своем примере доказывает, что любой ребенок, если только с ним правильно заниматься с самого детства, может добиться таких же успехов и освоить школьную программу гораздо раньше, чем это запрограммировано нашей системой образования.
При этом отец уверяет, что его дети вовсе не лишены детства и учеба их не напрягает.
«Садиков и школ у нас нет, поэтому очень тяжело»
– Вы с Натальей всегда хотели большую семью? – спрашиваю Евгения.
– Нет, мы никогда этого не хотели, я вообще единственный ребенок в семье. Но потом оказалось, что большая семья – это здорово, – отвечает глава семейства.
Все дети на домашнем обучении, учат их сами родители.
Четырехлетняя Терра в этом году идет в первый класс. Лейя в пять лет заканчивает программу четвертого класса.
Пока что больше других детей прославилась Алиса, хотя ее семилетний брат Хеймдалль (по-домашнему «Хемик») от нее ничуть не отстает. В пять лет он уже был призером по множеству предметов школьного этапа олимпиад – по биологии 6-го класса, биологии 7-го класса, математики 5-го и 6-го класса, обществознание 6-го класса и экологии 6-го класса. По словам отца, Хемику чуть-чуть не хватило баллов, чтобы попасть в число призеров муниципального этапа по биологии 7-го класса.
Его сестра Алиса в 7 лет была в призерах олимпиад по математике 8-го класса, математике 9-го класса, экономике 8-9-х классов, экологии и обществознанию.
В этом году семилетний Хемик сдал ОГЭ и получил аттестат за 9-й класс. Так же, как и Алиса в прошлом году. Напомним, что в этом году, в свои восемь, девочка сдала ЕГЭ, получила аттестат за полную одиннадцатилетку и сдала дополнительные вступительные испытания на факультет психологии МГУ.
– У них объективно высокий интеллект, очень высокие результаты для их возраста, – говорит о детях Евгений. – Мы, кстати, уже устали бороться, опровергать миф о «феноменальной памяти» Алисы, который запустили некоторые эксперты по психологии, при том что они ее даже не видели, не общались с ней...
Ректор МГУ Виктор Садовничий и сотрудники психфака сразу же, как только Алиса подала документы, подтвердили, что готовы оказать ей любую поддержку в случае зачисления.
На вопросы, как Тепляковым удается организовать обучение детей на дому при таком количестве братьев и сестер, среди которых есть и совсем малыши, как они организуют домашнее хозяйство в таких стесненных условиях (Тепляковы вдевятером живут в однокомнатной квартире 30 кв. м в столице) и кто им помогает, Евгений отвечает: «Да никак у нас ничего не организовано. Бабушки и дедушки не помогают, сказали, что «это ваши проблемы». Садиков и школ у нас нет, поэтому приходится тяжело. Мы бы с удовольствием обратились к кому-то за помощью, но не к кому. Какой смысл писать про наш быт? Это не имеет отношения к образованию».
При этом Евгений замечает, что, «если бы они могли заниматься с детьми в нормальных условиях, результаты были бы еще выше».
– Как у вас распределены обязанности с супругой? Кто учит детей, а кто занимается хозяйством?
– Мы оба занимаемся всем.
– Получается, вы должны помнить всю школьную программу, чтобы учить детей всем предметам?
– Зачем ее помнить, она же есть! Мы всем предметам учим. Математике учу и я, и Наталья, жена даже больше меня. Хотя она больше специализируется на «началке» – учит детей читать, писать, у меня бы терпения не хватило.
Маркс плюс советская методика
Евгений Тепляков рассказывает, что в среднем его дети тратят на учебу в день по три-четыре часа, и «четверть этого времени, а может быть, треть, а если скоро экзамен, отданы чтению учебной и научно-популярной литературы. А там уже начинается наша работа – понять, что ребенок не понял, почему не понял и как ему это объяснить».
Отец уникально «продвинутых» детей раскрыл секреты их методики.
– Если говорить о методике, то это серьезная научная работа, огромная методология. Я ее не изобретал, я взял то, что есть. Я стою на базе деятельностного подхода. Деятельностный подход стоит на базе марксистской общенаучной методологии. («Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника» – Авт.) А Маркс, в свою очередь, стоит на Гегеле. Это советская школа, советские методики, советская психология и педагогика... Например, были такие экспериментальные классы по методике Эльконина-Давыдова в 70-80-е годы. Есть очень много обучающих фильмов в Интернете на эту тему, в которых показывают, как дети в первом и во втором классе разбирают чуть ли не на вузовской уровне русский язык, математику. Эти фильмы смотришь на одном дыхании, потому что то, что в них показывают, это невероятно. Были работы Виктора Шаталова, когда он выступал и показывал, что, например, многое из программы пятого класса можно пройти за полчаса.
– А как вы пришли к тому, чтобы обучать ваших детей по ускоренной программе, не как всех учат?
– Почему «не как всех»? Ваш ребенок наверняка тоже пошел в первый класс, уже умея читать и считать? По статистике, 70% детей приходят читающими-пишущими в школу, при этом школьная программа предполагает, что они начинают с нуля. А дальше мы сталкиваемся с парадоксом: вы приводите в школу ребенка, который уже знает, по сути, программу первого, а кто-то и второго класса, а кто-то, может, и четвертого. То, что мы смогли пройти за пять лет 11-летку, это не к нам вопрос, а к 11-летке. Когда в России школьная программа 4-го класса заканчивается темой чисел больше тысячи, а ребенку в это время уже почти 12 лет, то это очень странно.
– Своего ребенка я планировала отдать в первый класс в 6 лет и 1 месяц (столько ей было на 1 сентября). Однако нам отсоветовали это делать: «Зачем вам лишать ее детства? Пусть в школу пойдет через год, ей будет легче». Следуя вашей логике, мы зря их послушали?
– В России же была сначала десятилетка. Потом сказали, что первый класс – это бывшая «подготовишка», и лучше, чтобы дети учились в школе, а не в садике (потому что в школе педагоги лучше). И начали брать с 6 лет. И одновременно существовали две системы: в одной брали с 6 лет, в другой брали с семи, но «прыгали» через класс. Потом, в 2001 году, это все отменили, сказали, что «все идут с семи», и никто через класс не прыгает. И получилась в итоге странная вещь: в Советском Союзе была десятилетка, шли с семи и оканчивали в 17 лет. А сейчас 11-летка, и тоже идут с семи. И оканчивают в 18 лет.
Я учился в белорусской школе, и там в первый класс поступают в шесть лет. Даже если тебе в сентябре шесть, то ты идешь. В Белоруссии нельзя пойти с семи, надо писать объяснительную, почему твой ребенок занимает место в детском садике. А ведь это соседняя с нами республика, и там живут абсолютно такие же дети. И в Украине то же самое, и в Казахстане.
Поэтому у нас получается, что дети сидят в своих классах по возрасту, а чем они там занимаются – никого не волнует. Попробуйте скажите в классе, что «я не понял», вам ответят – ваши проблемы, нанимайте репетитора. А попробуйте сказать наоборот – «эта тема легкая, я ее уже прошел». Вам ответят – это ваши проблемы, мы ее еще проходим. В лучшем случае, разрешат почитать книгу на задней парте. В этом вся проблема. Не в нас и не в Алисе. Ну в 10 лет бы окончил другой ребенок 11-летку, ну в 12. Дело не в возрасте. А в том, что ему некуда идти вперед.
Очень многие дети сталкиваются с таким. Их ведут к психологам, которые объясняют им, что «надо остановиться, что сейчас не надо еще учиться, идите развивайтесь, в Монтессори играйте…». Это я, как психолог, могу им сказать, что они говорят ерунду, но я представляю и знаю, скольких родителей они остановили. Даже вы на своем примере в этим столкнулись, когда в 6 лет вам сказали — да лучше отдохните годик!
– Есть же специализированные школы, школы с углубленным изучением того или иного предмета.
– Нам все школы отказали. Мы хотели Алису отдать в пять лет сразу во второй класс. Если бы ее взяли, мы были бы довольны. Нам школа «Интеллектуал» прямым текстом ответила, что изучение программы по "Школе России" не является показателем одаренности, и, несмотря на то, что ваш ребенок в четыре года сдал программу пятого класса, она может поступить в пятый класс не раньше 11 лет.
Сотни тысяч детей в таких случаях останавливаются. Наша история в том, что мы не остановились.
О «лишении детства»
– Многие считают, что «всему свое время», школьная программа как раз и рассчитана на то, чтобы на загружать сильно мозги детей, чтобы они постепенно осваивали все предметы. Наверняка главная причина нападок на вас – что вы «лишаете своих детей детства».
– Те же самые люди, которые нас спрашивают, зачем лишать детей детства, сами «выпихивают» своих детей в 16 лет работать со словами «А что это ты сидишь на моей шее?», а он, несчастный, еще и 9-й класс не успел окончить, потому что с 8 лет пошел в школу.
Мы лишаем детства детей? Я вам приведу один комментарий. Человек пишет нам: «Я работаю 8-10 часов в сутки, у меня ипотека, мне нужно спортом заниматься, я хочу еще своей личной жизнью заняться, поэтому – где я возьму еще 3-4 часа на ребенка? Это все ерунда, чем вы занимаетесь, все должно быть по возрасту, ребенок должен быть социализирован». То есть это не мы лишаем ребенка детства, а скорее такие родители, как этот. А мы лишаем родителей возможности откупиться и сказать, что «все нормально». Система же выполняет функцию передержки.
Всем плевать, какое детство у ребенка – в садике, в школе. Нравится ему в лагере, не нравится – часто ли ребенка забирают из лагеря, если ему там не нравится? Нет. А в садик отдают в 8 утра, забирают в 7 вечера. И считают, что у них детство хорошее. То есть на самом деле ребенок многим мешает.
А про своих детей скажу, что им нравится то, чем они занимаются.
– На чем вы делаете акцент в их обучении?
– Главное – чтение. Это очень важно. Об этом говорил Сухомлинский, и многие другие педагоги и ученые. Алиса, например, любит читать много разных книг. Она читает все. Но, конечно, больше всего она любит сказки, волшебные истории. Гоголя прочла очень много. Она не читала произведения, которые меня раздражают, – «Войну и мир», к примеру. Она читала и Достоевского, и Грибоедова, и Тургенева, и Толстого. Другое дело, что она из этого понимала. Но она читала.
– Что же она вынесла из того же Толстого, ведь у нее нет достаточного жизненного опыта, чтобы понимать те или иные вещи из взрослых произведений?
– Вопрос, что она вынесла из классики, вообще не имеет смысла. Давайте поговорим про теорию коммуникации: я вам говорю слова, которые уже искажаются на выходе, вы слышите и интерпретируете их по-своему, и получается, вы считываете вообще другое сообщение, а не то, которое я хочу до вас донести? Ну, это нормально. Можно поговорить о концепции значения личностного смысла, который у каждого свой… Я не спрашиваю у детей, что они вынесли из прочитанного, это ситуация экзамена, а мы все время говорим о безоценочности.
– Алиса играет со сверстниками, есть у нее друзья?
– У наших детей много друзей для игр. Если у вас дети-погодки, они, конечно, будут ругаться, ссориться, драться, но они реально очень близкие люди. Простой пример – это близнецы. Им, кроме друг друга, больше никто особо и не нужен. Они самые близкие люди на всю жизнь. Что касается Алисы, то она и вне дома общается, на детских площадках у нее есть друзья – и ровесники, и более старшие. Проблема в том, что Алиса – старший ребенок в многодетной семье, она лидер, хочет всеми управлять. Соответственно, старшие дети ей это не особо-то дадут. А она хочет, чтобы все было, как она скажет, чтобы все играли, как она скажет.
«Вундеркинда» можно сделать из любого
Главный вопрос, волнующий родителей, которые мечтают вырастить ребенка, опережающего сверстников в развитии, – влияют ли гены, должен ли быть какой-то особенный, врожденный склад ума?
Евгений Тепляков убежден, что – нет, не влияют. Нет от природы одаренных детей. Их можно сделать такими только с помощью силы образования, которое вы им даете. Или не даете.
– Как только вы говорите о таланте, вы снимаете с себя ответственность. Например, у учителя есть класс, 30 человек. Он должен их научить. Удобнее всего сказать: вот этим дано, а этим – нет. Потому что тогда вы ни в чем не виноваты. Что с ними мучиться, если им «не дано»?
В большинстве случаев талантом называется результат, который получен не при вас, и вы не знаете, откуда он взялся. Я не слышал, чтобы в Кении рождались ученые высокого уровня в 50-е годы ХХ века. Потому что в Кении не было банально школ.
С другой стороны, возьмите такой замечательный пример – евреи-ашкеназы (субэтническая группа евреев – Авт.). У них был ценз оседлости, им не разрешали выезжать с территории Белоруссии и Польши, и для того чтобы выехать, в конце 19 века, у них должна была быть либо ученая степень, либо медицинская степень. Поэтому у них была очень высокая ценность образования. Для них это был единственный способ вырваться из нищеты. Они очень сильно вкладывались в образование. И, как итог, мы видим множество выдающихся личностей, которые эмигрировали в Америку. И еще огромное количество еврейских детей с высоченными результатами, которых учили дома.
И в советской России тоже было очень много еврейских детей, которые занимались математикой, музыкой, физикой и достигали высоких результатов. Потому что у них была очень высокая ценность образования. Это же прекрасно. Они реально очень сильно вкладывались в своих детей. И добивались прекраснейших результатов.
А сейчас, если мы посмотрим на уровень образования в Израиле, то увидим по рейтингу международных образований 2018 года, что в Израиле оно посредственное. Это не имеет никакого отношения к генетике, к тому, что генетически интеллект как-то по-особенному распределен. У китайцев, например, в садике ребенка с трех лет начинают учить иероглифам. Они их пишут, прописывают. И в младших группах у них уже есть учебники. Мы ходили в китайский садик, когда там жили, и мы это знаем. И известно, что по рейтингу международных сопоставлений у китайцев самый высокий в мире уровень образования.
– Иными словами, любой ребенок, если с ним заниматься с самого детства, может добиться таких же успехов к своим юным годам, как и ваши дети?
– Возьмем хорошего тренера в спорте. Спросите его, может ли он вывести на уровень кандидата ребенка, если у него есть только мотивация, но ребенок пока особо ничего не умеет? С большой вероятностью (если только он подходит по необходимым в данном виде спорта физическим параметрам), он сдаст на КМС, если только будет серьезно «впахивать».
– Точно так же и с детским умом?
– Да. Если с ребенком НЕ заниматься, то он и НЕ разовьется. Это очевидно. Несомненно, это сложно, нужно искать мотивацию, нужно простраивать подход, в каждом конкретном предмете есть своя образовательная траектория. Это отдельная методологическая задача – как правильно, как лучше преподавать физику и так далее. Поскольку я преподаватель психологии по первому диплому, я могу преподавать любой предмет.
– Как вы занимаетесь со своими самыми маленькими детьми, которым год и два?
– Когда у вас маленький ребенок, как вы с ним занимаетесь? Разговариваете, показываете предметы, стараетесь, чтобы он новые слова учил.
Существует тест развития ребенка от рождения до 42 месяцев. Три шкалы – шкала моторного, психического и социального развития. Эти три шкалы измеряют, насколько ваш ребенок соответствует возрастным нормам. Вы можете опираться на тест, чтобы узнать, где у ребенка зона ближайшего развития, то есть какие навыки должны у него возникать в ближайшее время при нормальном развитии. Естественно, оно может несколько отличаться от этого.
До раннего возраста, до 3-3,5 лет вы можете примерно смотреть на возрастные нормы. Например, во сколько ребенок должен начать ползать, сидеть, в каком возрасте он должен ставить кубики один на другой, в каком возрасте он должен различать цвета и так далее, по разным навыкам. Понятно, что человек, который не является психологом и педагогом, скорее всего, не сможет на это опираться…
Если говорить об Алисе, то складывать буквы и читать слова она начала с трех лет. До этого учили ее буквам, она их знала в полтора годика. Но до трех лет у нее не получалось читать.
«Не учить – преступление»
– Тот факт, что вы проживаете с семерыми детьми в однокомнатной квартире, не может не шокировать. Многодетным семьям разве не положена помощь от государства в получении жилья?
– Мы прекрасно знаем, что никто нам квартиру не даст. Сейчас получают квартиры те, кто встал в очередь до 2005 года. Мы не встали в очередь, нас не ставят. Сейчас до сих пор получают те, кто встал в 1999, 2000 годах.
Сейчас квартиры дают только семьям с приемными детьми, если вы заберете у города, например, семь детей. Сначала такую квартиру дают в аренду, а когда дети вырастают, и у государства нет к вам претензий, ее позволяют приватизировать.
Удивительно, но детей Тепляковых наша система образования будто бы не замечает.
– Реакция на Алису, на нашу семью абсолютно неадекватная, – продолжает Евгений. – Есть реестр одаренных детей, и, насколько мы можем судить, кого попало туда не берут. Но нас туда не включают, там четкие критерии, мы по ним не проходим.
Единственное, за что мы бьемся — чтобы многочисленные логопеды и психологи перестали пропагандировать бред, что детям нельзя идти вперед. У нас есть знакомая, ребенок которой тоже шел с опережением программы. Поступил в лицей. И там у него возникла проблема с «составом числа 16». Состав, который требовалось указать, был для тех детей, кто еще через десяток переходить не умеет. А тот ребенок давно умел.
Вызывают маму в школу и говорят: «Ваш ребенок тупой, не хотите забрать документы из лицея?». Она говорит, как же тупой, если он и складывает, и делит, и умножает числа, все умеет! А ей говорят, а нам это вообще не интересно. Он мешает нам вести уроки. Мама забрала документы, они перешли в обычную школу. Ребенок шел вперед, а ему говорят – не положено! У нас таких не любят. Любят, чтобы было, как положено.
– Если ваши все дети, как и Алиса, рано поступят в вузы, им и работать придется раньше начать?
– Если захотят. «Выпихивать» их мы не планируем. Вы поймите, у нас нет бизнес-плана, мы просто учим детей. Не учить – преступление.