Пандемия нанесла сокрушительный удар по рынку одежды. В целом, по итогам 2020 года он сократился на 25% (до 1,7 трлн рублей). Число магазинов женской и мужской обуви в крупнейших городах страны снизилось на 2% (до 24,1 тыс. торговых точек), число детских магазинов — на 5% (до 10,1 тыс. точек).
«Запросы россиян уже изменились. Многие стали экономить на одежде, — считает гендиректор сервиса сравнения цен Price.ru Елена Суховей. — Наблюдается уверенный интерес россиян к масс-маркету с начала этого года. Спрос на покупку недорогой одежды в интернете увеличился на 30% с января 2021-го, относительно первого полугодия 2020 года. Отмечается также резкий интерес к товарам иностранных производителей, к примеру, количество запросов на одежду из Белоруссии увеличилось на 15%».
Покупать стали меньше, россияне больше обращают внимание на цены, рассказывает «МК» гендиректор CEO Shopping Live Мария Островская.
«Локдаун прошлого года заставил многих потребителей пересмотреть отношение к посещению общественных мест, - отмечает она. - В период закрытия ресторанов ожидаемо на первый план среди покупок вышли продукты и товары для дома. Это понятно: люди проводят время в квартирах, работают удаленно, соответственно покупают то, что закрывает потребности здесь и сейчас. Наибольший рост продемонстрировали товары категории Wellness («здоровое питание», +139%), Home & Living («для дома и жизни, +25%) и Cleaning («все для уборки, чистоты», +16%). Это связано с тем, что темы заботы о себе, здоровье и чистоте заняли первое место в информационной повестке».
Ели говорить о ценах, то в Минпромторге считают, что грядущий рост стоимости связан с повышением цен на перевозку из Китая и с подорожанием сырья для производства одежды (как полиэфирного волокна, так и хлопка, и вискозы) на мировых рынках.
«Основной импорт одежды идёт из Юго-Восточной Азии, фрахт, по сравнению с прошлым годом, увеличился почти в 5 раз, что было связано с разрывом мировых логистических цепочек в период коронавирусного локдауна, — заявили в министерстве. — Что касается отечественных производителей, то подорожать их товар может на 3-5%, что также частично связано с удорожанием фрахта по доставке ткани и фурнитуры из Юго-Восточной Азии и ростом коммунальных платежей».
Одежда, в отличие от продуктов — товар, приобретение которого часто можно перенести до лучших времен. По словам Островской, россияне стали меньше тратиться на одежду. Средний чек упал и 2020 году на 1,9%. По данным исследования NielsenIQ, во втором квартале 2021-го на покупке новой одежды экономили 67% потребителей. В таких условиях и ритейлеры вынуждены подстраиваться под спрос. Часть магазинов закрывается, упрощается ассортимент, стагнирует реализация, повышается удельный вес онлайн-покупок, говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
До конца года, тем не менее, по оценкам ритейлеров, продажи окажутся выше, чем в провальном из-за пандемии 2020 году. Но выйти на уровень 2019-го, по мнению эксперта, игрокам рынка не удастся. При этом повышение цен можно ожидать выше, чем общий уровень потребительской инфляции. «Подорожание может составить порядка 9-10%», — считает Гойхман.
Вместе с тем, возможности для бюджетного обновления гардероба имеются всегда — это сезонные распродажи, акции в магазинах, использование баллов и предложений программ лояльности, отмечает аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов. Он считает, что магазины заинтересованы в постоянных покупателях, поэтому стараются обновлять ассортимент в соответствии с запросами.
«Спрос в 2022 году будет неоднородным в течение года, — говорит он. — Число оставшихся офлайн-магазинов будет зависеть от того, насколько они смогут трансформироваться и подстроиться под запросы. Но покупать одежду люди все равно предпочтут после примерки, которая возможна (за редким исключением) только в обычных офлайн-магазинах».
Интернет-магазин, мобильное приложение, выход на маркетплейсы, онлайн-стриминг — все эти инструменты очень эффективно работают на выполнение задачи по увеличению продаж, подчеркивает Мария Островская.
«Отрасль зависит от многих факторов, среди которых курс валют играет не последнюю роль. Очевидно, что при слабом рубле товары западных брендов будут расти в цене. Однако это касается и марок, производство которых находится в России. Поскольку в любом случае сырье в большинстве случаев заводится из-за рубежа», — подытожила она.