Первый удар был 17 июня, когда за пару часов выпало две месячные нормы осадков. Больше всего пострадал ЮБК, Южный берег Крыма, самое популярное и дорогое направление. Залило Ялту, Кореиз, а также населенные пункты других частей Крыма.
По подсчетам синоптиков, на плато Ай-Петри, с которого вода идет вниз, на побережье, выпало 187 миллиметров осадков за одну только ночь! На город выпало 87 миллиметров, это две месячные нормы. Каждые 10 миллиметров осадков — это ведро воды на квадратный метр! Т.е. на квадратный метр за ночь выпало почти сто литров дождя!
Могло быть хуже, если бы все, что выпало на плато Ай-Петри, пошло в Ялту. Но часть воды задержалась на склонах и по карстовым пещерам и устьям ручьев на следующий день вышла к подножию горы и затопила поселок Кореиз. Спустя сутки сель с грязью и щебнем накрыл поселок Васильевка, который довольно далеко от моря. Дома завалило щебнем по самые крыши.
Если покрытые грязью и мусором пляжи удалось очистить относительно быстро, то в море грязь стояла у берегов неделю. Роспотребнадзор закрыл 87 пляжей, но... люди все равно купались! «Не пропадать же уплаченным деньгам».
Вода в Черном море и без того не отличалась чистотой, ведь в Крыму нет единой системы канализации, очень часто отходы жизнедеятельности сливаются по трубам прямо в море. Поэтому в теплую погоду, когда море прогревается до температуры 23 градуса Цельсия, в воде появляется ротавирус, начинают болеть и дети, и взрослые.
Сейчас же, после такого потопа, в море смыло и содержимое мусорных свалок, и выгребные ямы, и септики, и все, что попадалось на пути потока. На солнце все это, вынесенное на берег, стало гнить, отчего на пляжах зловоние. Но зловоние — это не просто эстетическая неприятность. Дурные запахи сигнализируют нам об опасности: в гниющей жиже безумное количество разнообразных очень опасных микробов. Там и трупный яд может быть, ведь сель смывает не только деревья и автомобили, но и мелких животных, трупы которых потом гниют в этом месиве.
Не успели откачать воду из затопленных домов и убрать мусор и грязь, как наводнение повторилось, к счастью, не в таких масштабах, как в первый раз. За 26 июня выпало около 20 мм осадков, что тоже немало — половина месячной нормы за июнь! В Ялте снова подтопило несколько улиц, расположенных вдоль устьев рек.
Конечно, пострадала не только сама Ялта, но и вся Большая Ялта — это семьдесят километров побережья от Фороса до Краснокаменки.
Это самая населенная часть ЮБК и самая посещаемая туристами. Обычно пик сезона в Крыму конец июля — первая половина августа, «высокий сезон». Но в этом году лишенные отдыха из-за ковида люди ринулись отдыхать уже в июне. Поэтому к середине июня и гостиницы, и пляжи забиты, цены космические.
Даже когда потоки залили города и смыли пляжи, люди продолжали ехать в Крым — поездами, самолетами, на автомобилях. Ни дороговизна, ни потоп наших людей остановить не могут.
А стихия не собирается останавливаться: не успела 2 июня мэр Ялты Янина Павленко в своем блоге объявить о том, что «пляжи Большой Ялты открываются от Фороса до Алушты», как 4 июля по новостным лентам новое сообщение: «Крым опять затопило. Есть погибшие».
В Севастополе улицы города превратились в офф-роад-трассы. В курортных Судаке и Коктебеле мебель из прибрежных кафешек смывало прямо в море.
Ялта пострадала еще больше: реки опять вышли из берегов и спускались по городу, как по ущелью, только вместо скал — дома. Опять смыло автомобили, залило пляжи.
Поразительно, но залило даже... международный терминал аэропорта Симферополя! Вы не поверите, но ливень затопил зал ожидания аэропорта сквозь крышу! В терминале образовались озерца, по которым тоскливо плавали пластиковые ящики для вещей из досмотровой зоны.
Как видим, от стихии пострадали не только побережье, но и материковая часть Крыма. В третьей по счету атаке стихии больше других пострадал Бахчисарайский район.
По словам бывшего главы комитета водного хозяйства Крыма Александра Лиева, причина таких подтоплений в том, что «русла крымских рек нечищеные, загрязненные, и русла рек не справляются с тем объемом воды, который сейчас выпадает с осадками. Такие вопросы можно профилактически решать, для этого нужно реализовывать программы, которые существовали в Крыму, это программы, которые разрабатывала украинская власть...»
То, что нужно заниматься профилактикой наводнений, это очевидно даже неспециалисту, то, что для этого нужно чистить русла рек — тоже. Но и украинская власть, и советская власть до нее, и нынешняя российская власть особо этим не занимались, ограничиваясь только громкими декларациями.
Таких наводнений в Крыму не было почти сто лет, а вот канализационные стоки, загрязняющие море и пляжи Крыма фекалиями, создают проблемы для отдыхающих и жителей Крыма каждый год. Об этом пишут и говорят и СМИ, и люди в соцсетях, но воз и ныне там.
Еще в марте 2012 года (тогда Крым был украинским) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) решил выделить на модернизацию водопроводно-канализационных систем Большой Ялты кредит в размере 10 миллионов евро. Целью было недопущение сброса неочищенных стоков в Черное море. Несмотря на это очистные сооружения Ялты по состоянию на июль 2013 года находились и находятся до сих пор в очень плохом состоянии. В связи с этим в воду в зоне порта, включая массандровский пляж, периодически попадают нечистоты.
На самом деле это проблема всего Крыма — очистных сооружений либо нет, либо они находятся в плачевном состоянии.
В большинстве случаев проблема очистки канализационных отходов решается просто сливом в море.
Об этом знают все — и жители, и отдыхающие, и власти.
Буквально несколько дней назад, 10 июля 2021 года, Владимир Устинов, полпред президента России в Южном федеральном округе, заявил: «Серьезные угрозы вызывает и изношенность очистного хозяйства в Крыму». По мнению чиновника, нужно срочно разработать отдельный федеральный проект «Развитие водоканализационного хозяйства Азово-Черноморского побережья Краснодарского края и Крыма» и включить его в состав нацпроекта «Жилье и городская среда» либо утвердить соответствующую федеральную целевую программу. «Без этого дальнейшая эксплуатация имеющейся инфраструктуры грозит экологической катастрофой и является препятствием для развития курортов» — цитирует полпреда Интерфакс.
К сожалению, это очередная декларация, призыв к созданию очередной «программы» для решения проблемы, которая существует более полувека. С того момента, когда Крым стал российским, прошло семь лет! За это время, если бы была на то политическая воля, можно было модернизировать и канализацию, и очистные сооружения, и ливневки, и русла рек очистить!
Да что там «мегапроекты» — для начала можно было хотя бы навести порядок в секторе частной застройки, которая в Крыму является одним из главных источников загрязнения моря незаконными канализационными сбросами. Еще с украинских времен каждый, у кого были деньги, «выкруживал» себе землю под гараж, который потом превращался в четырех-пятиэтажную мини-гостиницу, приносящую владельцу неплохой и стабильный доход. Таким образом, количество потребителей росло, росла и нагрузка на инфраструктуру. Но водопроводные, канализационные сети никто не расширял с 1960-х. Поэтому владельцы просто выводили трубы с фекалиями в реки и ручьи, либо напрямую в море, если их владения стоят близко к берегу. Для того чтобы навести порядок в этой сфере, никаких федеральных проектов не нужно — нужно просто работать постоянно, круглый год, а не балаболить в своем бложике, как мэр Ялты, когда катаклизм уже случился.
По мнению климатологов, нынешняя катастрофа в Крыму — это только начало. Глобальное потепление приведет к тому, что такие наводнения будут случаться каждый год. И, конечно, не только в Крыму. Нынешним летом затопило и турецкие курорты. Буквально вчера страшное наводнение постигло Европу. Но мир к этому готовится, а у нас, в России, только говорят о «программах».
Пока пляжи в Крыму залиты грязью и море не голубого или зеленого, а кофейного цвета, местные коммерсанты подсуетились и организовали для приезжих экстрим-туры — по самым пострадавшим от наводнения местам. Вот такой нынче туризм в Крыму.