Рядом с Аллой Пугачевой не так много людей, которые были бы верны ей всю жизнь, знали детали ее отношений с близкими и могли бы рассказать достоверную информацию: ведь избежать домыслов о живущих и тем более об ушедших — это так важно. Легендарный гитарист группы «Рецитал» Александр Левшин 30 лет находился рядом с Аллой Борисовной на сцене и просто шел с ней бок о бок по жизни. Ему она не раз доверяла свои сердечные тайны.
Александр Левшин был дружен с Александром Стефановичем со времен его брака с Пугачевой и до последнего дня режиссера. В память о нем он согласился ответить на сложные вопросы взаимоотношений Стефановича с Примадонной.
— Такая печальная новость.... Как вы отнеслись к этому известию?
— Я нахожусь в горе, потому что я застал звездный момент их отношений. Стефанович все-таки очень много сделал для Аллы: придумал технологию, ввел в общество, он собрал все ее таланты в один пучок. Вообще, он был человеком необычайно креативным. В нем есть такая черта — он очень светлый и доброжелательный. И у него друзья, например, на всю жизнь были одни и те же, что является лакмусовой бумажкой. Я помню его отношения с разными людьми — большими и маленькими, он умел дружить.
— Многие недооценивают талант Стефановича и говорят - дескать, ничему он не мог научить Аллу Борисовну. А вы как считаете?
— Он по большому счету был крупным, талантливым персонажем нашей культуры и искусства. Его недооценили.
Я часто ездил с ним по конкурсам в составе жюри в последние годы. Он обладал каким-то чувством внутреннего света. Он режиссер, автор, создатель — видел картину сразу в целом. У людей театра это всегда вызывало огромное восхищение. В нем было и мужское благородство, какая-то человеческая доброта и теплота.
И все его сюжеты, работы, даже фильм «Кураж», который он снял по фактам своей жизни и который Пугачева не очень любила… Там прослеживается тепло к происходящему и к Алле. Он никогда про нее плохого слова не сказал. Мне очень печально, что такие люди уходят — и Володя Меньшов, и Боря Грачевский, и теперь вот Саша. Это огромные глыбы, которые поменяли во многом нашу культурную жизнь. Он один из тех, кто менял воздух в атмосфере культуры. Кроме того, что он очень обаятельный, интеллигентный и преданный друг.
— Но с Аллой Борисовной они так и не помирились до конца его дней?
— Нет, не помирились. И для меня это очень большой горестный факт, потому что гордыня никогда еще не способствовала доброму и хорошему… Жизнь и смерть — очень важный Рубикон. Я не говорю про исповедь, я говорю про взаимоотношения. Но он действительно для нее очень много сделал.
— Как вы думаете, почему Стефанович и Пугачева так и не помирились, ведь с момента расставания прошло добрых сорок лет?
— Потому что, мне кажется, Алла вообще не очень любит прощать. По-моему, это плохо, эту энергию надо убирать. Смерть выше, чем наши мелкие обиды, наша гордыня, демонстрация характера.
— Почему они разошлись?
— Там много было всяких ситуаций, это касалось уже и коммерческих дел, и амбиций, Саша брал на себя очень много. В то время в жизни Пугачевой было огромное количество событий, и автором части этих событий являлся Стефанович. Он стал ей подкидывать книги, стал знакомить с великими людьми, придумал этот псевдоним Горбонос, который помог ей стать композитором. Он делал ее личностью в общественном смысле. Он вообще к ней относился, как продюсер. Он был не только влюблен в нее, он считал своей обязанностью помочь ей пройти вверх, на музыкальный Олимп. И он один из немногих, кто это сделал.
— А почему они так долго расходились? У них были имущественные споры?
— Да, там был имущественный спор. В итоге всё, что можно вынести из квартиры, досталось Стефановичу, а квартира отошла Алле, это ведь была квартира от Дома кино, для ее получения были задействованы его связи.
— Это квартира на улице Горького?
— Да, нынче на Тверской, на шестом этаже.
— То есть Стефанович оставил Пугачевой квартиру, а забрал только вещи?
— Да, он любил антиквариат, книги.
— Работу над фильмом «Душа» он начал уже после их развода?
— Нет, начал, когда еще жили вместе, а потом, когда поругались, Стефанович уж не мог остановить процесс. Решили поменять название и актрису, тогда пришел Макаревич с «Машиной времени» на эпизодическую роль. София Ротару сыграла главную героиню.
— Алла Борисовна, наверное, болезненно отнеслась к этому? Ротару всегда была ее антагонистом.
— Они никогда не ссорились. Алла Пугачева пела только про любовь и никогда — на политические темы, а Ротару была уже оценена ЦК КПСС, пела на всех Днях милиции. Она раньше вошла в официоз.
— Жалко, что в фильме «Душа» Алла Борисовна не снялась, было бы достойное продолжение фильма «Женщина, которая поет». И этого, помнится, так ждали.
— Да, да. Этот фильм назывался бы «Рецитал». Сюжет примерно был тот же, но только потом там появился Макаревич, который был не к месту. А Ротару — замечательная, я ее люблю, но она не киноактриса, не актриса театра. Алла все-таки по своему стилю ближе к романтическому искусству, чем Ротару. И фильм прошел на фоне скандала, на фоне замены, на фоне многих вещей, и поэтому его тихо восприняли.
Впрочем, про Ротару нельзя было ничего говорить плохо, она была легализована сверху. Так что фильм «Душа» не является той задумкой, которая была у Стефановича. Фильм «Рецитал» был бы бомбой. Потому что он был бы соткан из любви, а фильм «Душа» — формальный с точки зрения человеческих отношений. Не было трагедии, которая внесла бы в новый сценарий личные переживания.
— В начале отношений у Пугачевой со Стефановичем была большая любовь?
— Саша говорил, что с Аллой Пугачевой его познакомил Леня Дербенев, гениальный поэт-песенник. Саша сначала с ней встретился, они поговорили. Короткое время просто общались, а потом он взял и решил на ней жениться.
— Стефанович в то время был женат? Он ради Пугачевой развелся со своей женой?
— Я не помню этого.
— А Алла Борисовна была свободна?
— Была свободна. Она работала сначала в «Веселых ребятах», а потом, когда «Веселые ребята» поняли, что, если выходит Пугачева, они уже никому не нужны, они взбунтовались. Алла стала набирать свой коллектив. Пришли такие ребята, как Левшин, Николаев, Шахназаров. Первый состав устаканился в конце 70-х, и после смерти Высоцкого мы поехали на Кубу, на гастроли.
— Алла Борисовна охотно пользовалась поддержкой мужчин?
— У Аллы Пугачевой был большой успех с предыдущим ее мужчиной Павлом Яковлевичем Слободкиным, когда он спродюсировал болгарскую песню «Арлекино», перевел на русский язык и пробил Аллу на европейский конкурс, где она получила Гран-при.
— Вместо кого-то другого он ее пробил?
— Да, Павел Яковлевич был очень пробивной человек. Вообще, Алле сильно повезло. Поддерживал ее в свое время и Кобзон, а первый успех — это был Слободкин, фактический взлет случился уже с помощью продюсера Стефановича, концертную деятельность гениально проводил Болдин. И так далее.
— Между Стефановичем и Болдиным не было противостояния? Они спокойно восприняли друг друга?
— Нет, не было противостояния, потому что Стефанович уже поругался с Аллой и был с ней в разводе, а Болдин был директором коллектива и сначала никакого отношения к Алле, кроме как по работе, не имел.
— Вообще по жизни Алла Борисовна не поминала Стефановича, не говорила, что ей без него плохо, скучно, что не хватает его поддержки? Уже потом, когда прошло 5, 10 лет?
— Алла никогда не говорила про тот период со Стефановичем. Вообще ничего. Потому что у нее был комплекс роста, она росла как звезда. А впоследствии она несколько раз говорила про Стефановича: типа Саша говорит, что он меня сделал, а на деле я уже была известной. Тут правда какая: муж и жена - одна сатана, а второе, что они плохо расстались, через суд, и потом еще фильм был этот, «Кураж», который ей тоже не понравился, потому что это была трактовка Стефановича. Ну, вот так они и не помирились.
— Как Стефанович относится к Кристине Орбакайте?
— Замечательно. Потому что маленькая Кристина воспитывалась Стефановичем. Саша был заботливым папой.
— Вы сказали, что в последние годы много раз были с ним в разных жюри. А он-то про Пугачеву говорил неформально?
— Ни одного слова плохого не говорил про Аллу Борисовну, общаясь со мной. Ни одного, никогда.
— А хорошо говорил? Может, что она его дорогая женщина, что он ее любит, помнит?
— «Самой дорогой» он ее не называл. Он говорил, что она не поняла значимость того периода и не вполне искренняя. Потому что он с ней сделал очень много хороших дел. Он говорил: «Она заявляет, что Стефанович плохой, но на самом деле я изменил в ее жизни многое. Многое не успел, но я старался изо всех сил ей помочь в ее карьере».
— Вы знали, что Стефанович болеет?
— Да, я знал, что он приболел. Саша сказал, что лечился сам. Как и многие другие мои товарищи, он пил антибиотик. А от ковида антибиотик не лечит. Вирусу это по барабану. Коронавирус — это чума сегодняшних дней, мы не знаем лекарства. Потом он себя почувствовал совсем плохо, пошел в больницу, и у него оказалось 60% процентов поражения легких. На кислороде он и почил, как многие. Как Грачевский.
— Долго на ногах переносил болезнь?
— Пару недель.
— Он одно время за рубежом жил?
— Да, во Франции. Он там работал как режиссер. «Кураж» снимался во Франции.
— В последние годы Стефанович был одинок?
— Официально жены не было, мы общались на телевидении, в жюри. Он всегда был доброжелателен, спокоен, уверен в себе. Вообще, он вызывал у меня огромное чувство уважения, потому что был бодр, весел, активен в свои 76 лет. Он занимался сценариями, участием в жюри, много чем еще.
— Вы на похороны пойдете?
— Меня не будет в Москве, к сожалению. Переживаю об этом. Но я потом к нему заеду.
— Как вы думаете, Алла Борисовна не придет с ним прощаться?
— Думаю, что не придет. Ей нечего сказать. Считаю, что их конфликт надо было разрешить при жизни, потому что годы прошли, восьмой десяток ей и ему, чего делить-то? Я не про звездность, я говорю про человеческую суть. Но это мое мнение, я не настаиваю на нем. У них были свои обстоятельства. У Пугачевой было много мужчин в жизни, и она мне часто говорила в те годы, что она замужем за сценой. Так оно и было. Мужчины менялись, а сцена - нет. А потом она в какой-то момент с Галкиным стала жить, сказала, что прекратила концертную деятельность и ушла с большой сцены.
Годы прошли, мы все не дети. Жизнь была красивая и большая. Но есть личные отношения, есть ответственность перед этими же людьми, необходимость сохранить статус-кво какое-то человеческое. Мне кажется, Стефанович ей не враг был, а наоборот, друг, помощник в ее карьере. Это надо было учитывать. А теперь уже поздно.