По данным El Caracol, случаев заболевания COVID-19 среди бомжей они не наблюдали. Это, конечно, не значит, что их нет вообще, однако значимых вспышек среди бездомных не фиксировалось. Конечно, это всего лишь наблюдения, не претендующие на уровень научного исследования, и все же это весьма любопытно. Один из основателей El Caracol, Луис Энрике Эрнандес, рассказывал в латиноамериканских СМИ, что в начале пандемии появилась информация о случаях заражений среди бомжей, однако, когда они выезжали на места, информация не подтверждалась. По его данным, на ежемесячных «круглых столах» между организациями, работающими с беспризорным населением в Чили, Испании, Колумбии, Бразилии, Аргентине и Мексике, были выдвинуты три гипотезы о том, почему бездомные не заражаются.
Первая: потому что они живут в очень интенсивной социальной изоляции и их контакт с другими людьми ограничен. С ними мало общаются, их почти никто не обнимает, и даже люди, которые дают им еду или деньги, близко к ним стараются не подходить. В супермаркеты, рестораны и другие общественные места они не ходят. Это социальное безразличие пока, похоже, помогает им. Вторая гипотеза связана с иммунологической частью. По крайней мере, медицинский опыт говорит, что чем больше мы подвергаемся воздействию патогенов, тем более устойчивой становится наша иммунная система. Не исключено, что у жителей улиц иммунная система может достигать немыслимых пределов. Как говорит Луис Энрике Эрнандес, особенно любопытно то, что коронавирус поражает легкие — один из первых органов, который разрушается от жизни на улице.
Ну и третья гипотеза весьма фантастическая, в которую с удовольствием поверят многие россияне: бомжи пьют все, что горит, да еще и нюхают всякую дрянь типа клея на ацетоне, то есть «дезинфицируются».
В России, насколько нам известно, таких исследований никто не проводил. Однако в соцсетях люди нередко рассказывают о том, что люди, ведущие рискованный образ жизни, алкоголики, которые есть в их близком окружении, до сих пор, на удивление, тяжело не заболели. «Я веду мои личные наблюдения за двумя особями, ведущими полубомжовский образ жизни в нашем поселке. Оба таскаются без масок все полтора года, побираются около магазина, подбирают окурки и объедки. Мужчины, возраст 30 и 50 лет. Переболели без госпитализации — один осенью, другой зимой. Младшего видела вчера. На вид здоровый, перемещается без затруднений, видимых проблем с дыханием не заметила. Продолжаю наблюдать», — рассказала Елена из Подмосковья.
Зато врачи периодически рассказывают о том, что отдельную группу риска по тяжелому течению коронавирусной инфекции представляют спортсмены: молодые, сильные, ведущие здоровый образ жизни. И тут тоже есть разные версии. Одна из них — употребление молодыми спортсменами стероидных гормонов, которые могут влиять на иммунитет. Кроме того, врачи отмечают, что в период физических и психологических (соревнования) перегрузок иммунитет у спортсменов может ослабляться.
При этом известно, что бомжи часто болеют хроническим бронхитом, гепатитом, заболеваниями почек, инфекциями кожи. Смертность и заболеваемость у бездомных выше, чем в популяции в целом. Несколько лет назад была опубликована работа ученых из Мадрида, которые исследовали показатели иммунитета у 40 лиц без определенного места жительства и 40 рядовых граждан (для сравнения). У них взяли анализы крови и проверили такие показатели, как функции лейкоцитов (маркеры хорошего здоровья и выживания), уровень кортизола в плазме и общая антиоксидантная способность. Увы, чуда не случилось: в группе бездомных наблюдалось сильное подавление иммунного ответа. Ученые пришли к выводу, что изменение иммунной функции у бездомных может быть причиной более высокой заболеваемости и смертности среди них.
Об особенностях иммунитета обозреватель «МК» поговорил с иммунологом, гендиректором контрактно-исследовательской компании Николаем Крючковым.
— На самом деле во время пандемии было проведено уже несколько исследований, которые утверждают совершенно обратное: бездомные люди не реже, а гораздо чаще заражаются COVID-19. С самого начала их рассматривали как одну из наиболее уязвимых групп, включая тех, кто проживает в специальных ночлежках, существующих для них в западных странах. Есть канадское исследование, которое проводилось с 2020 по 2021 год в Онтарио: оно включало 1000 бездомных, у которых постоянно брали ПЦР. Оказалось, что заболеваемость среди них в 1,6 раза выше в сравнении с популяцией. И еще у них в 20 (!) раз повышена вероятность госпитализации, в 6 раз повышена вероятность смерти в течение первых суток с момента положительного ПЦР. В США проводилось аналогичное исследование с очень похожими результатами. За пару часов я нашел пару десятков исследований на эту тему, все они говорили об одном и том же. Возможно, где-то есть и обратные ситуации, но это не мейнстрим.
— Как думаете, а что в России?
— У нас бомжи находятся в худшем положении в сравнении с европейскими странами, им почти никто помощь не оказывает, они умирают от алкоголя, наркотиков, холода. Но учета у нас не ведется, и систематически никто этим вопросом не занимается. Поэтому говорить о том, что бомжи — стойкие люди и у них «иммунитет от грязи», неверно. Даже если в каком-то исследовании будет показано, что у них хорошие показатели иммунитета (в чем я сомневаюсь), нужно оценивать ситуацию по другим параметрам: показательно, как часто они госпитализируются и насколько чаще или реже они умирают. А иммунитет можно исследовать по-разному.
— То есть с мифом о том, что бомжи — суперлюди, придется распрощаться?
— Конечно, они никакие не суперлюди. Кстати, вспомнил, что несколько лет назад проводили исследование по туберкулезу: оказалось, что на зоне смертность у наркоманов с туберкулезом меньше, чем на воле. Просто на зоне за ними следили, они там относительно хорошо питались. А бомжи живут на улице. Более чем уверен, что наши бомжи более подвержены опасности заразиться, чем люди, имеющие место жительства.
— А что вы скажете о спортсменах с плохим иммунитетом?
— Начнем с того, что процент увлеченных спортом зожников в нашей стране не так уж и велик. Думаю, в популяции от 18 до 40 лет — это процентов 7 максимум. Понятно, что если спортсмен попадает в реанимацию, на это обращают внимание. Но все равно — гораздо чаще туда не спортсмены попадают. Второе. В свое время я был удивлен одним фактом, связанным с профессиональным спортом. Оказывается, у членов олимпийских сборных процентов 60–70 страдают от бронхиальной астмы. Конечно, есть место и фейковым диагнозам, но все же это — глубоко больные люди, употребляющие стероиды и бронходилетаторы. И тяжелые нагрузки приводят к перегрузкам сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается работа газообмена, наверняка поражаются легкие. Поэтому у таких людей, а также у тех, кто много качается в спортзалах, многие органы и системы поражаются, и наверняка риски тяжелого течения ковида у них могут быть повышены. Однако это касается далеко не всех спортсменов, конечно, многое зависит от вида спорта. И это всего лишь отдельные истории, а не практика.