МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Родители обвинили учителей в организации школьной травли

Исследование показало, что склонность ребенка к буллингу передается по наследству

По статистике, каждый двенадцатый российский школьник подвергается травле в учебном заведении. Таким образом, жертвами буллинга ежегодно становятся по 2-3 ученика в каждом классе. При этом родители считают, что школы нередко даже не пытаются пресечь травлю как явление. А некоторые взрослые и вовсе полагают, что педагоги сами провоцируют на буллинг учеников своего класса.

Фото: pixabay.com

Исследование, проведенное сообществом родителей «Где мои дети» и проектом, созданным для противостояния травле, показало: почти половина взрослых (46%) считают, что учебные заведения не делают ничего для того, чтобы бороться со школьным буллингом как с явлением. А практически каждый десятый взрослый (9,6%) полагает, что учителя сами провоцируют травлю или создают условия для ее возникновения «в воспитательных целях».

Опрос группы родителей также выявил интересную закономерность. Оказывается, роль школьников в травле напрямую зависит от детского поведения их родителей. Дети бывших задир в семь раз чаще сами становились агрессорами, чем дети жертв и свидетелей травли. При этом вероятность того, что ребенок, родитель которого в детстве стал жертвой травли, сам окажется в таком положении, тоже резко возрастает.

30% из 4 тысяч опрошенных в рамках исследования взрослых сообщили, что они сталкивались с травлей в школьные годы, при этом количество тех, кто были жертвами и являлся свидетелями травли других детей, примерно одинаково и составляет более трети. А 7% опрошенных признались, что сами являлись зачинщиками травли. Интересно, что  цифры практически полностью соответствуют результатам аналогичных опросов современных российских школьников. Получается, что в одной из ролей в школьным буллинге так или иначе принимают участие огромное число учащихся. При этом наиболее активным возрастом для проявления травли является возраст 11-14 лет. 

«Многие взрослые перекладывают свой школьный опыт на современных детей, и все еще одни из самых частых советов родителей: «потерпи», «ничего страшного, у всех так, ничего, не рассыплешься», «дай ему в нос», «я пойду и всем уши надеру» и т.д. То, с чем росли все мы, наши родители, бабушки и дедушки, слишком глубоко укоренилось в нашем обществе», – считает координатор программы Мария Свир.

Участие в буллинге учителей – отдельная песня.

– С самого начала сын особо не стремился учиться, много болтал и отвлекался на уроках, – рассказывает Лариса, мама 3-классника. – Но нам досталась молодая и позитивная учительница, которой удавалось находить с ребенком общий язык. Однако в конце 2-го класса педагог ушла в декретный отпуск, взамен нам дали пожилую и очень строгую учительницу. Судя по всему, мой сын начал ее сильно раздражать уже в первые недели учебного года. Очень быстро ситуация дошла до того, что прямо на уроке педагог могла скинуть с парты ребенка учебники и тетради, при всех назвать его «идиотом» и «ничтожеством» и даже высказать оскорбления в адрес нашей семьи. Моя вина в том, что я долго не верила, что сын не преувеличивает проблему, считала, что он просто злится на педагога за плохие оценки. Однако через пару месяцев ребенка стали травить уже одноклассники, с которыми раньше серьезных конфликтов не было. Сын моментально превратился в изгоя, обозвать или унизить которого в угоду классной руководительнице считалось даже почетно. В конечном итоге ребенка довели до такого состояния, что пришлось забирать его на домашнее обучение. Доказать вину учителя так и не удалось, она продолжает работать в школе. 

По мнению школьного психолога Татьяны Горбатенко, одной из главных причин травли в учебных заведениях является существенное социальное расслоение современного общества.

– В моей практике жертвами травли со стороны других учеников очень часто становились дети из небогатых семей, в том числе те, кого воспитывала одна мама, – объясняет эксперт. – Во-первых, таким семьям сложнее отстаивать права своих детей, все время у них уходит на заработки. А во-вторых, сами дети, попадая в среду более богатых сверстников, часто чувствуют себя ущербными, стесняются дешевых телефонов, недорогой одежды или отсутствия автомобиля в семье. Потенциальные агрессоры в классе прицельно выбирают учеников, подходящих на роль жертвы, они прекрасно понимают, что с сильными и уверенными в себе ребятами такой номер просто не пройдет. В любом случае, в первую очередь с буллингом в школе должны разбираться учителя и психологи. Причем активно работать нужно не только с жертвами, но и с агрессорами, и с детьми, которые молча наблюдают за ситуацией и не пытаются противостоять травле. Родители в большинстве случаев с трудом могут повлиять на ситуацию из-за собственной виктимности, идущей в том числе из детства, либо из-за уверенности в том, что их драгоценный ребенок никак не может быть агрессором и кого-то всерьез травить.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах