МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Смертельная борьба России с мусором

Про людей. Без политики

Во вторник, 25 мая 2021 года, вице-премьер России В.Абрамченко признала беду и официально пообещала светлое будущее.

АБРАМЧЕНКО. У нас чудовищная цифра накапливаемых отходов. За год в нашей стране это 8 млрд тонн. Мы ставим себе целью к 2030 году 85% упаковки сделать перерабатываемой.

Когда российский министр обещает достигнуть какой-то цели через 9 лет, возникает сомнение: будет ли выполнено это обещание. Почему? А потому что далеко не все обещания правительства выполнялись. Вспомните хотя бы эпоху правительства Медведева. Майские указы, нацпроекты, возрождение русского языка, медицины, образования, удвоение, утроение — всё это были пустые слова.

Но если бы даже обещание про 85% каким-то чудом выполнили (за 9 лет), то оставшиеся 15% — это примерно полтора миллиарда тонн в год. При условии, что за 9 лет производство мусора не увеличится, останется на сегодняшнем уровне. Это вряд ли.

Мы производим мусор, а потом сами за него платим. И не один раз.

Человек платит в магазине за пластиковый пакет и прочую упаковку. Потом он платит за вывоз мусора. Потом он платит за лекарства, ибо вывезенный на свалки мусор отравляет землю, воздух, реки и — океан, где уже есть гигантские острова полиэтиленовых и прочих отходов. Один из этих островов в северной части Тихого океана уже достиг площади полтора миллиона квадратных километров (две с половиной Украины). Он отравляет всё подряд, в том числе рыбу, которую мы едим.

Напомним, что за вывоз мусора платит не бюджет, а люди. В Москве, например, в прошлом году тариф на вывоз мусора увеличился сразу в два с четвертью раза. Было 2 рубля 34 копейки, стало 5 рублей 23 копейки. Это не с квартиры и не с человека. Это за 1 квадратный метр жилплощади. Пересчитайте сами: умножьте 5,23 на свои квадратные метры, а потом на 12 месяцев.

* * *

А зачем мы производим столько мусора? Ради чего? Ответ: ради удобства. Но кто решает, что удобно, а что нет? Похоже, это решают супергиганты — производители упаковки.

За молоком я с раннего детства ходил с бидоном. Цена молока не менялась (22 копейки за литр), считать сдачу я умел. Алюминиевый двухлитровый бидон с крышкой — это была упаковка. Трёхлитровый тоже был.

Единственное неудобство: мыть бидон надо было обязательно, иначе жуткий запах, но я мыл редко; было кому.

Бидон работал десятки лет (вмятины, ручка из проволоки). А вообще схема «за молоком со своей посудой» работала тысячи лет.

На моих глазах эта «вечная» практика канула в небытие. Молоко стали продавать в бутылках.

Тоже было очень удобно. Пол-литра — 30 копеек. 15 за молоко, 15 за бутылку. Принимали пустые молочные бутылки без проблем. Если денег совсем нет, сдаёшь две пустые — получаешь одну полную. И так было годами.

А потом что-то случилось. Бутылки стали исчезать и скоро совсем исчезли, а вместо них молоко и кефир начали продавать в пол-литровых треугольных картонных пакетах. «Треугольный» — это только так говорится, на самом деле это тетраэдр — пирамида из четырёх равносторонних треугольников. Их привозили в магазины в специальных кособоких проволочных ящиках, некоторые пакеты по дороге обязательно раскисали, молоко сочилось на пол; покупая, надо было внимательно смотреть: цел ли пакет. Всё равно по дороге домой один из трёх пакетов начинал сочиться в сумку.

Кто решил, что эта хлипкая дрянь удобнее стеклянной бутылки? Кто решил сделать миллионы специфических шестиугольных ящиков?.. Нас не спрашивали. Важно другое: стеклянная бутылка была многоразовой упаковкой. Если обращаться аккуратно — очень-очень многоразовой. А картонный и слегка полиэтиленовый изнутри тетраэдр — одноразовой. И количество мусора в каждой квартире выросло в разы.

Так при жизни одного поколения вечная посуда (бидон) превратилась в одноразовую — в мусор. Ради нашего удобства.

Надо только помнить, что в период откровенной торговли каждый покупатель чётко знал: из 30 копеек за пол-литра молока 15 он платит за бутылку, за упаковку. Теперь, когда вы покупаете картонный пакет с молоком за 70 рублей, вы не знаете, сколько из этих семидесяти вы отдаёте за картон, в который вделана пластиковая втулка, на которую навинчивается пластиковая крышечка. Сколько вы платите за мусор?

В прошлой жизни существовала авоська. Верёвочная сетчатая сумка. Пустая — лежит в кармане, чуть больше носового платка. Полная выдерживала всё — да хоть 15 кг картошки и кочан капусты или арбуз. Авоська эта была практически вечная. Во всяком случае, работала много лет. Теперь — пластиковый пакет. Будьте внимательны: 15 кг он скорее всего не выдержит.

Каждый килограмм риса, гречки, манки — в пластиковом пакете. Да и не килограмм, который всем был очень удобен, а как повезёт — может быть, 900 граммов, а может быть, 800. А есть 450, а есть 350 — попробуй пересчитать. Да и молоко, и кефир только притворяются привычными литровыми пакетами, а на самом деле — 930. У нас забирают почти 10% товара, а кто-нибудь видел, чтобы соответственно снизилась цена?

Стаканчик с мороженым в пластиковом пакете, квас или пиво — в пластиковых бутылках, каждая сосиска/сарделька — в целлофане…

Человечество в гигантских масштабах начало производить мусор в середине прошлого века ради удобства. А теперь люди задыхаются от свалок. Свалки отравляют земли и грунтовые воды. Жители районов, которым «повезло» оказаться рядом с мусорным полигоном, бунтуют. Президент России чуть ли не на каждой Прямой линии с народом вынужден говорить о мусоре как о нерешаемой проблеме.

И вот сегодня вице-премьер России сказала, что к нашему счастью «установлена цель» и, глядишь, через 9 лет…

А будет ли она вице-премьером через 9 лет? Кто будет отвечать за сегодняшнее обещание?

Но отвечать никто и не собирается. За девять-то лет по формуле Ходжи Насреддина или шах помрёт, или ишак помрёт.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах