- Марьяна Михайловна, 24 мая выпускники 9-х классов сдают первый ОГЭ, а через несколько дней стартует ЕГЭ для одиннадцатиклассников. Учебная подготовка на этом этапе практически завершена, и на первый план выходит подготовка психологическая. Что вы порекомендуете ребятам и их родителям?
- Тут есть свои лайфхаки или рекомендации для родителей, и первый из них — не устраивать психических атак на ребят, дескать, ты мало готовился, и сейчас не сдашь ОГЭ или ЕГЭ! Как бы там ваш ребенок ни занимался, сейчас время для подготовки уже ушло, а непосредственно перед экзаменами крайне важна установка: «Ты учился в школе 9 (или 11) лет, готовился к экзаменам, и сдашь их!» Именно такой установки должны придерживаться и родители, и педагоги. Потому что если школьник, даже хорошо знающий материал, приходит на экзамен с установкой: «Ах, я волнуюсь!», он от испуга может многое забыть.
- Другими словами, для успеха важен позитивный настрой. А что еще?
- Нужна также свобода выплеска для своих эмоций. Если ребенок в своей комнате слушает музыку или просто лежит на диване, ни в коем случае не надо кричать ему: «Почему ты валяешься и ничего не делаешь?!»
- Но именно так, боюсь, и поступают 11 мам из 10...
- И очень плохо! Потому что это — очень хорошая ситуация, когда ребенок успокаивается и вспоминает пройденный материал. По той же причине, кстати, и последняя ночь перед экзаменом с книгой также дает только негативный эффект. Это приводит к столь сильному перенапряжению, что даже ребенок, который знает все, просто из-за того, что он не выспался, может плохо написать экзамен. Он не должен постоянно сидеть с книгой; во время подготовки к экзаменам ему нужно и погулять, и повстречаться с друзьями, и просто спокойно посидеть или полежать.
- Может быть, посоветуете примерный распорядок дня на время экзаменационного периода?
- Пожалуйста. Утром встал, умылся, сделал зарядку, позавтракал, а затем на полтора часа сел заниматься. Но не больше, и с коротким перерывом после 40 минут занятий. Затем часовой отдых, во время которого можно, например, выйти погулять с собакой или помочь маме и сходить в магазин. Короче говоря, надо переменить вид деятельности. Затем еще полтора часа занятий (и снова с коротким перерывом через 40 минут). Потом обед и послеобеденный отдых...
- Еще и послеобеденный отдых?!
- Да. В это время как раз и можно послушать музыку или поваляться. Затем третий тур занятий, который должен завершиться не позже 8-9 часов вечера или, в любом случае, не меньше, чем за 1,5-2 часа до сна: иначе снова неизбежно перенапряжение! Так что если у кого-то еще осталось 3-5 дней на подготовку к тому или иному экзамену, лучше всего распределить время, отведенное на занятия, именно в таком режиме.
- Короче, жизнь продолжается и в экзаменационный период...
- Скажу больше. В период ОГЭ и ЕГЭ не стоит отказываться и от занятий в спортивных секциях и говорить ребенку, что у него сейчас другие задачи. (Ну если, конечно, это не многочасовые и изматывающие тренировки). Смена интеллектуальной нагрузки на не очень утомительную физическую очень полезна: доказано, что интеллектуальная деятельность от этого заметно активизируется!
- А что вы порекомендуете на день экзамена?
- Участнику экзамена — хорошо выспаться! А родителям — постараться создать ему только позитивные эмоции. Например, любая мама знает самые любимые блюда своего сына или дочки, их и надо приготовить на завтрак. И не надоедать своими советами, рекомендациями, а то и просто разговорами: если ребенок молчит, не надо его дергать — он концентрируется!
- А напутствие, когда ребенок уходит?
- Оно должно быть спокойным, но содержать посыл: «Я уверен, что все получится; ну а если вдруг нет - это не трагедия!»
Самое сильное препятствие на экзамене для ребенка создает стресс — тут сказываются и ограниченность времени, и боязнь неудачи, и страх огорчить родителей. Все это мешает мобилизоваться на испытании. Поэтому самая большая ошибка родителей и учителей пугать: «Плохо готовишься — не сдашь!» Это формирует установку!