— Чаще всего дельфины попадают в сети, с помощью которых ловят камбалу-калкан, — говорит биолог Анастасия Коростелева. — Они сделаны из прочной лески, у них большой размер ячейки. (По правилам рыболовства в Азово-Черноморском бассейне шаг ячейки при ловле камбалы и скатов должен составлять минимум 120 мм, максимум — 240. — Авт.) К дну такие сети крепятся с помощью тяжелых грузов. Под водой они практически не видны. Их еще называют «жаберные». Рыбы, попадая в такие донные сети, застревают в полотне из лески преимущественно жаберными крышками. В таких сетях запутываются и дельфины, начинают в них биться. Пытаясь выбраться из ловушки, они еще больше запутываются в сетях. Леска крепко удерживает их на дне. Не имея возможности всплыть за воздухом, они гибнут от асфиксии.
То же самое, по мнению экоактивистов, происходит и с траловыми сетями. Дельфины заходят в них за рыбой и не успевают выйти, прежде чем сети закроются.
— Трал поднимают от участка к участку. Все это время дельфины находятся под водой и задыхаются, — говорит биолог.
— Сколько дельфины могут обходиться без воздуха?
— Дельфины могут задерживать дыхание на десять минут, ныряя при этом на большие глубины. Но, когда млекопитающие испытывают стресс, это время сокращается. Дольше 5–7 минут они без воздуха не продержатся.
Погибших дельфинов рыбаки достают из сетей и выбрасывают обратно в море. Чаще всего эти млекопитающие запутываются в сетях хвостами. Чтобы их легче было вытащить, рыбаки отрезают дельфинам хвосты.
— А случается, что их притапливают, привязывают к млекопитающим камни, чтобы их никто не нашел. Наши волонтеры-водолазы недавно случайно на дне моря нашли дельфинов, к хвостам которых были привязаны камни. Но чаще всего погибших дельфинов мы находим на берегу. Через какое-то время в процессе разложения тела всплывают, и их волной выносит на берег. Это происходит по всему Черноморскому побережью.
Бывает, что у дельфинов биологи обнаруживают резаные раны в брюшной полости. Рыбаки почему-то считают, что при подобных проникающих ранениях трупы морских млекопитающих лягут на дно, не попадут на берег, и их, соответственно, никто не найдет.
Те дельфины, которым чудом удается порвать сети и выбраться, страдают потом от порезов леской. Это нередко приводит к тяжелейшим травмам. Незаживающие линейные порезы волонтеры обнаруживают на грудной клетке у дельфинов, вокруг головы, спинного плавника, лопастей хвоста и грудных плавников.
— Раненые дельфины, которые побывали в сетях, выбрасываются на берег. Они очень худые. Нам удается оказать им медицинскую помощь. Но часто, не имея возможности охотиться, млекопитающие гибнут. Помимо легального вылова камбалы есть еще и браконьерский. Мы наблюдаем мертвых дельфинов, когда легально камбалу уже ловить нельзя.
Анастасия Коростелева приводит страшную статистику, которую экоактивисты ведут с 2017 года.
— С апреля до конца 2017 года мы зафиксировали 230 случаев выброса дельфинов на берег. Потом, когда сеть мониторинга уже начала развиваться, люди стали звонить нам чаще, мы стали фиксировать больше случаев. В 2018 году мы учли 470 случаев, в 2020-м — 659 выбросов (из них 129 — в апреле, 161 — в мае, 107 — в июне). В этом году с января по май мы зафиксировали более 300 случаев. К концу года будет не меньше 500.
И это, как считают специалисты, только «верхушка айсберга». По оценкам экологов, только 10% от всех погибших дельфинов выносится волнами на берег, остальные остаются на дне моря.
— Каким образом можно решить проблему?
— Самая большая проблема — это донные жаберные сети, с помощью которых ловят камбалу. Для дельфинов они летальные. В Крыму эти сети ставят как раз в тот период, когда у дельфинов рождаются детеныши. Получается, что у нас не только подрывается популяция этих млекопитающих, но и ограничивается воспроизводство.
Биологи заметили, что пик смертности дельфинов в камбальных сетях приходится на весну и первую половину лета, когда камбала-калкан менее рассредоточена по морскому дну и активно вылавливается.
— В сезон камбалы, в путину, во время расстановки сетей мы фиксируем выбросы новорожденных детенышей дельфинов на берег. Они совсем еще маленькие, мы находим их в крайне истощенном состоянии, с тяжелейшими метаболическими нарушениями. Мы считаем, что это следствие того, что в донных сетях гибнут кормящие самки.
Биолог говорит, что во всем мире в тех районах, где обитают краснокнижные, охраняемые виды, стараются меньше использовать донные жаберные сети или вообще их убирают.
— Это удавалось сделать только там, где эти виды почти уже вымерли. Популярны сейчас и акустические отпугивающие устройства — пингеры, которые устанавливают на рыболовных сетях. Они призваны отпугивать дельфинов, «прогонять» их из зоны кормления, чтобы оставить поле свободным для рыболовных судов. Но, согласно научным статьям, эффект этот спорный. Случается, что спустя какое-то время дельфины, наоборот, начинают при этом звуке подходить ближе к сетям, поскольку этот сигнал ассоциируется у китообразных с рыбой. Воспринимают его как «приглашение к столу». Так что это тоже не решение проблемы. Нужно запретить жаберные сети, ужесточить контроль за соблюдением правил рыболовства и активно бороться с браконьерством.