Сотрудники казанских образовательных учреждений на вопрос о том, какие меры применяются для защиты детей, отвечают либо нехотя, либо вообще отказываются говорить. В школе №88 нам рассказали, что в здание учащиеся попадают с помощью электронного пропуска. «У нас есть тревожная кнопка. В школу дети попадают с помощью электронного ключа, который открывает двери»,- рассказали там. Кроме того, в школе есть консьерж. В школе №112 сначала отказывались говорить, но потом сообщили, что пользуются аналогичной мерой безопасности. «У нас электронные пропуска. Не во всех школах установлена данная пропускная система, но в большинстве», - пояснили в учебном заведении.
В гимназии №175 именно вахтерша первой преградила путь преступнику и успела нажать тревожную кнопку. Сейчас руководство Татарстана намерено представить ее к награде. При этом полноценной охраны там не было. По словам заместителя директора школы Галины Ухвановой, в прошлом году деньги на охрану с родителей собирать перестали. При этом, по данным телеграм-канала «112», от ЧОПа отказались практически хитростью. Якобы в 2019 году школа прошла плановую проверку по готовности к террористическим угрозам, но сразу после этого весь состав охранников был уволен. Сейчас родители школьников бьют тревогу и массово сообщают, что в школах, где учатся их дети, также отсутствует охрана, а все меры безопасности сводятся к кнопке экстренного вызова.
Сама гимназия №175 считается одной из лучших в Татарстане. В 2018 году управление образования Казани присудили ей 2 место в республиканском рейтинге. В заслуги ей поставили работу с одаренными детьми. Но и без скандалов не обошлось: в 2017 году учительница по ИЗО этой школы якобы столкнулась с травлей со стороны коллег. Она систематически отказывалась сдавать деньги на подарки педагогам, после чего коллектив решил направить женщину на психиатрическое обследование. Это, конечно, не имеет никакого отношения к случившемуся 11 мая. Выпускника гимназии Ильназа Галявиева тут помнят как спокойного, тихого ученика. Его слова о том, что он «всегда всех ненавидел» стали откровением.
После случившегося в СМИ появилась информация, что у Ильназа Галявиева мог быть сообщник — 41-летний Рамиль Мухамедшин. Однако в Росгвардии эту информацию опровергают — версия с подельником не соответствуют действительности. Оружие, которое преступник пронес в школу, было зарегистрировано на его имя. В Сети появилось видео, как буквально за полчаса до трагедии злоумышленник спокойно идет по улице с ружьем наперевес. По пути он встретил прохожего, которому любезно помахал оружием. На допросе Ильназ утверждает, что осознал себя Богом. Поэтому версия о причастности его к некому экстремистскому движению пока не является доминирующей.
По словам политолога Артура Атаева, в Татарстане к 2021 году практически полностью удалось победить экстремистские движения. «Татарстан наряду с Чеченской республикой входит в числе регионов, которые практически на корню подавили радикальные движения религиозно-политической направленности. В Татарстане действовала террористическая организация «Хизб Ут-Тахрир» (запрещена в России), а также сторонники движения Гюлена. Сейчас эти движения практически полностью нивелированы.
Причем там шла подготовка не террористов, а так называемых «белых воротничков» от радикализма. Политический истеблишмент России и Татарстана быстро понял, к чему это ведет, и пресек ситуацию. Сегодня в Татарстане практически не осталось радикальных группировок.
- Как это удалось сделать?
- Помимо арестов в республике шла целенаправленная политика по маргинализации этой идеи. Молодежи говорилось, что если они выберут этот путь, то их будет ждать следственный изолятор, они не продвинутся в карьере, образовательной среде и жизни. Это было сделано, в том числе и с помощью педагогов средних учебных заведений.
Между тем, в прошлом году в Татарстане проходил громкий процесс по делу группировки вербовщиков, которые затягивали молодых людей в террористические сети. Ячейка запрещенной «Хизб Ут- Тахрир» действовала в республике с 2015 года. А 30 октября прошлого года в поселке Кукмор 16-летний подросток напал на отделение полиции, пытаясь поджечь его бутылками с зажигательной смесью. При задержании он нанес полицейскому три ножевых ранения. Выяснилось, что отчим нападавшего проходил ранее по «террористической статье» - за подрыв газопровода.