Ольга Алексеевна преподает математику уже 21 год, и утверждает, что на ее памяти ученики 9-х и 11-х классов в преддверии экзаменов пребывают в таком расслабленном состоянии впервые:
- Апрель и май для выпускников всегда были очень напряженными месяцами, в это время начинали интернсивно готовиться даже самые ленивые и немотивированные, даже те, кто по окончании школы не собирался никуда поступать. Так было и до того, как мы перешли на систему ЕГЭ, и после введения единого госэкзамена. Так было даже в прошлом году, в разгар коронавирусной пандемии и удаленного обучения. Это же свойственно человеку: в последние минуты стараться наверстать все то, что он не успел ранее, независимо от того, есть ли эти упущения на самом деле, или они только воображаемые.
- Что изменилось в этом году?
- Появился какой-то наплевательский пофигизм. Причем изменилось отношение не только школьников, но и их родителей. Несколько учеников из моего класса, где я классный руководитель, еще в апреле перед праздниками принесли записки от родителей с просьбой разрешить им не приходить в школу в промежуток между Первомаем и Днем Победы. Дескать, они уезжают отдыхать, но будут самостоятельно учиться, удаленно. А уж после того как эти дни объявили нерабочими, расслабились и остальные. Я предложила своим ребятам прислать задания на дом на эти дни, чтобы они не потеряли время и не ослабили рабочий тонус. Но мало кто на это согласился, а одна девочка, отличница, кстати, собирается поступать в престижный вуз, сказала: «Ольга Алексеевна, пожалуйста, дайте нам отдохнуть, мы так устали!» Вот кто раньше вспоминал об усталости накануне экзаменов? Родители мне сейчас рассказывают, что их дети отказывались использовать эти дни для самостоятельной учебы, для того, чтобы повторить пройденное, устранить какие-то свои пробелы. Некоторые даже потребовали отменить занятия с репетьиторами, раз дни нерабочие! Большинство целыми днями гуляло и развлекалось.
- С чем, по-вашему, это связано?
- В первую очередь, думаю, с длительной дистанционкой. Она расслабляет, создает иллюзию какой-то несерьезности учебы, что ли. Все-таки дети есть дети, даже старшеклассники, и на большинство из них действует разлагающе отсутствие ежедневной дисциплины, необходимости рано вставать, приводить себя в порядок, идти в школу, где тебя могут вызвать к доске, проверить домашние задания, высказать недовольство тобой. Да и на родителей удаленная учеба оказала влияние: раз можно было полгода учиться из дома, значит, еще несколько дней таких занятий погоды не сделают. Но, главное, на мой взгляд, и у тех, и у других появилось ощущение, что к ним отнесутся снисходительно. Мол, пандемия, всем было сложно, значит, к детям должны отнестись с пониманием. Это во многих случаях такое неосознанное чувство, но оно есть. И, возможно, оно даже где-то опревданно — в отношении тех, кто не собирается поступать в вузы. Но в вузах-то число мест из-за пандемии и жалости к нынешним выпускникам не вырастет! Поэтому конкуренция останется прежней.
- Если все будут хуже подготовлены, значит, просто снизится уровень этой конкуренции...
- Безусловно, но выпускникам следует все же помнить, что расслабились не все, и рассчитывать на облегченное поступление не стоит. Однако мне будет интересно в данном случае посмотреть, действительно ли общее число набранных баллов существенно снизится? Потому что я своих учеников во все прежние годы уговаривала — не напрягайтесь в последние дни, лучше отдохните, высыпайтесь, математика не тот предмет, который можно наверстать за короткое время. Вот сейчас никто, похоже ничего наверстывать и не собирается. Посмотрим, может, в результате итоги ЕГЭ будут даже лучше прежних.
- Вы шутите сейчас?
- Шучу, конечно. Отдохнуть и расслабиться полезно за день-два до экзамена, а никак не за два месяца.
Читайте также: Резервный день итогового сочинения пришлось перенести на Праздник труда