За несколько недель до Пасхи хозяйки начинают обмениваться диковинными рецептами куличей – скажем, фисташковый с вяленой вишней, или щедро начинённый вымоченными в бренди цитрусовыми цукатами, или вовсе кулич с заварным кремом – а пасхальным утром по соцсетям разлетаются фотографии яиц с «фантазийной» окраской. Всё это допустимо лишь в том случае, если за этой суетой не теряется смысл праздника. Священники напоминают: конечно, атмосфера праздника – это очень важно, но всё хорошо в меру.
– Если мы говорим о семьях с детьми, то им это в самый раз – такая подготовка к празднику позволяет увлечь детей и в доступной форме рассказать им о значении Пасхи, заинтересовать их, - объясняет иеромонах Макарий Маркиш. - После божественной литургии Иоанна Златоуста в воскресный пасхальный день можно начать пробовать все те угощения, которые вы готовили с такой любовью и интересом.
Кстати, вот есть ещё традиция стукаться яйцами – это детская игра, не имеющая отношения к церковному уставу. Если же эти кулинарные и художественные изыскания нужны вам для чванства перед соседями или для того, чтобы потешить своё тщеславие, то лучше отказаться от них.
Возможно, дело в том, что никто не даёт нам выходных в Страстную Седмицу, хотя многие люди хотели бы подготовиться к празднику как следует. Конечно, художественная самодеятельность – это хороший способ создать настроение, но главный вопрос: ведёт ли она к богу или уводит прочь? Проще говоря, пасхальные яйца – это не маникюр, на котором можно следовало бы пробовать новые «необычные» способы окрашивание, а выпекание кулича – не конкурс «Юные хозяюшки»: не следует забывать, что главное в подготовке к Пасхе – это возможность почувствовать себя рядом с Христом в последние дни его земной жизни.
Вспомним, что куличи, яйца и творожные пасхи готовят обычно в пятницу и субботу – в те дни, когда Христос распят на кресте, а потом лежит в гробнице. В это время выбирать между «мраморным» окрашиванием и воспроизведением на яйцах гжельских узоров для христианина – противоестественно.
Иеромонах Макарий Маркиш также напомним, что в прежние времена для бедных людей яйца сами по себе были праздничным угощением, а яркий цвет только делал их ещё и нарядными. Для современного человека значение яиц совершенно иное.
Тем не менее, приготовление куличей и творожной пасхи для многих россиян остаётся чем-то на стыке возможности продемонстрировать своё кулинарное искусство и получить удовольствие от вкусной еды, а не сакральным деянием – к слову, многие из таких людей даже не думали соблюдать Великий Пост перед вкушением кулича. Иеромонах Макарий порекомендовал таким людям не забивать себе голову лишними традициями – и относиться к куличам так же, как к любой другой сдобе.
– Если человек решит прийти к вере, ему следует начинать никак не с куличей. Ну а если кулич – это только гастрономическое удовольствие, то никто не может запретить печь их и пробовать хоть круглый год. У неверующего человека здесь нет никаких ограничений, а если они и могут появиться, то разве что из уст врача, а не священника.
Ну а для тех, кто всё-таки намерен воспользоваться Пасхой как поводом поупражняться в кулинарном мастерстве, «МК» приготовил рецепт пасхального краффина – такая выпечка в последние годы набирает популярность в Европе и США. Получается что-то среднее между круассаном (благодаря слоистости теста), маффином и сдобной булочкой с изюмом – результат наверняка понравится тем, кто не любит специфическое «куличное» тесто.
Для него потребуются:
Живые дрожжи – 20 г
Молоко – 110 г.
Мука – 400 г.
Сахар – 100 г.
Яйцо – 1 шт.
Желток яичный – 2 шт.
Соль – 0,5 ч. л.
Сливочное масло – 150 г.
Немного ванилина.
Ваши любимые сухофрукты (изюм, сушеная клюква, миндаль и пр.).
Коньяк или другой крепкий алкоголь – 100 мл.
Корица, мускатный орех, кардамон.
Заранее (минимум за сутки) замочите орехи и сухофрукты в алкоголе. Он должен весь впитаться. Не бойтесь: во время выпекания пары алкоголя выдохнутся, и готовый десерт можно будет предлагать детям.
Сначала нужно приготовить опару: развести дрожжи в тёплом (но не горячем!) молоке, добавив 1 чайную ложку сахара и немного муки. Опару оставить в тёплом месте примерно на 15-30 минут – за это время дрожжи должны подняться «шапочкой», а вся опара увеличится примерно в 2-3 раза.
В это время взбейте яйца с сахаром, солью и ванилином. Постепенно добавляйте в эту смесь просеянную муку (замешивать можно миксером), а затем добавьте опару и 50 грамм заранее растопленного сливочного масла. После этого месить тесто нужно будет только руками – дрожжи не любят воздействие металлических лопастей миксера.
Тесто будет липким – приготовьтесь к тому, что вам придётся интенсивно месить его около 30 минут. Не поддавайтесь соблазну насыпать дополнительную муку – здесь нужна не она, а время и сильные руки. Клейковинные связи в муке выработаются сами собой. Когда тесто будет свободно отлипать от рук и сформируется в плотный шар – оно готово.
Положите его в миску, накройте хлопковым полотенцем и оставьте в тёплом месте на полтора часа.
Когда тесто увеличится в размере вдвое, разделите его на 3 части и каждую аккуратно раскатайте скалкой в тонкий лист. Смажьте его сливочным маслом, размягченным до комнатной температуры, посыпьте специями (корицей), а сверху выкладывайте орехи и сухофрукты. Затем сверните рулетом.
Накройте полотенцем на 10-15 минут.
Каждый рулет разрежьте острым ножом пополам, а затем каждую часть – посередине вдоль. Сверните их спиралью — разрезом наружу. Аккуратно уложите рулеты в формы для выпекания – один на другой.
Оставьте ещё на 30-40 минут в тепле, а затем поставьте в духовку, разогретую до 180 градусов. Выпекайте около 35 минут, но следите, чтобы верхушка не подгорела (при необходимости можно накрыть её фольгой).
Готовый краффин можно украсить сахарной пудрой либо покрыть глазурью – шоколадом, помадкой, белковой (у вас как раз останутся лишние белки) либо кремом на основе сливочного сыра.
Читайте материал «Священник в Страстную Пятницу назвал последний шанс для неверующих»