В щекотливую ситуацию попадают офицеры – участники программы военной ипотеки. Для них открывается особый банковский счет, куда из казны переводятся деньги на жилье. Однако если защитник родины взял, например, кредит и вовремя его не вернул или задолжал по алиментам, деньги на жилищном счете оказываются под угрозой. Судебные приставы из-за несовершенства системы обмена информации с банками не видят, что счет какой-то особенный. Они видят лишь деньги на нем и списывают их на погашение долгов. В итоге вояка оказывается и без денег, и без жилья. В Минобороны подсчитали: в такую неприятность угодили 3215 военнослужащих, которые участвуют в программе накопительно-ипотечного обеспечения жильем. Более того, в силовом ведомстве отмечают, что цифра пострадавших продолжает расти.
При этом с точки зрения закона приставы ничего не нарушают, придраться к ним невозможно: судебные исполнители просто делают свою работу. Ведь, как отметили в Минобороны, арест приставами счетов, предназначенных для выплаты гражданам средств на строительство или приобретение жилья, не запрещен. Но по факту такие правила приводят и к нарушению прав военных, и к нецелевому расходованию бюджетных финансов. Более того, офицер в конечном счете может вообще лишиться жилья: из-за ареста счета ему нечем будет расплачиваться за ипотеку.
Чтобы защитить жилищные права военнослужащих, Минобороны разработало поправки в Закон «Об исполнительном производстве». Деньги, которые военный ипотечник получает на жилищный счет, станут неприкосновенными. Забрать хоть копейку на погашение других долгов офицера приставы не смогут.