Указ президента лаконичен: с 4 по 7 мая 2021 года объявлены нерабочие (не выходные!) дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом «органам публичной власти, иным органам и организациям» предписано «определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 г. включительно функционирование этих органов и организаций». Это было воспринято многими организациями как возможность не прекращать работу в объявленные нерабочими дни.
- Мы не собираемся прекращать работу в эти дни, работаем, как планировалось, - отметила Анна, директор московской парикмахерской. - У нас полная запись на все соответствующие дни, оплата труда частично сдельная, поэтому никто из сотрудников не против. Наоборот, просили ничего не менять в графике. Если будет нужно, я напишу соответствующие бумаги о том, что все сотрудники мне необходимы для обеспечения функционирования организации. В отличие от прошлого года, это все гуманно. Волнует только одно — не ужесточат ли режим буквально через пару дней.
- На всякий случай получила распоряжение руководства обеспечить заявления сотрудников о том, что согласны работать 4-7 мая, - рассказала Ольга, менеджер по кадрам автосалона. - Поскольку оплата идет исходя из количества смен, все написали: иначе просто потеряют в деньгах.
Похоже, именно в ответ на подобные меры, принятые компаниями, прозвучал окрик-разъяснение Татьяны Голиковой: отказ сотрудника от работы 4-7 мая, по словам вице-премьера, не является основанием для невыплаты заработной платы. Кроме того, глава социального блока правительства напомнила, что зарплата должна быть выплачена заблаговременно, если день ее выплаты является нерабочим или праздничным.
- С указом президента ситуация достаточно интересная, - рассказал «МК» юрист Ирина Сергиянц. - Термин «нерабочий день» напрямую в Трудовом кодексе отсутствует. Фактически же это объединительное понятие: нерабочими являются выходные (то есть суббота и воскресенье) и нерабочие праздничные дни (а вот это уже настоящий термин). В нерабочие праздничные дни, как и в выходные, привлечение работников к работе производится по письменному разрешению работодателя, при этом, если речь не идет о чрезвычайных ситуациях и экстренной необходимости, это можно делать только с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Правда, отметила юрист, в нерабочие дни «допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ». А под эти формулировки можно «подтянуть» практически любую деятельность — скажем, ту же работу парикмахерской.
Кстати, и работу государственных присутственных мест — например, судов или МФЦ — перерыв в которой с 4 по 7 мая весьма разочаровал многих, кто запланировал бюрократические дела на эти дни, тоже можно было бы счесть «необходимым обслуживанием населения». Но что-то подсказывает, что, в отличие от коммерческих компаний, в этой сфере мы «рабочих нерабочих дней» точно не дождемся.