На радость выпускникам в этом году в ЕГЭ по биологии произошли исключительно позитивные изменения. Структура и содержание работы остались прежними, а вот продолжительность экзамена увеличилась на целых 25 минут и теперь составляет 3 часа 55 минут.
В экзаменационную работу входят 28 заданий: в первой части даны 21 задание с кратким ответом, а во второй – 7 заданий с развернутым ответом. «Общие изменения, которые происходят в ЕГЭ уже несколько лет, касаются по-новому расставленных акцентов в системе общего образования. Теперь экзамен проверяет не только знания школьников, но и их умения применять их на практике», – рассказала учитель биологии Мария Ишевская.
В этом году ЕГЭ по биологии пройдет 18 июня. Таким образом, у школьников остается еще почти два месяца для подготовки. Большинство ребят уже наверняка познакомились с сайтом ФИПИ и навигатором для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, где вся школьная программа удобно систематизирована по разделам.
– Обязательно воспользуйтесь навигатором, если еще не делали этого, – советует руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по биологии Валерьян Рохлов. – Каждый раздел навигатора выстроен очень логично, в нем грамотно подобраны ссылки на учебники, методические рекомендации, задания из открытого банка для тренировки, то есть имеется вся необходимая информация по каждой теме и видеоконсультации к ЕГЭ.
Не только зубрить, но и понимать: лайфхаки от выпускников
Участница круглого стола 11-классница Анастасия Козлова рассказала, что ее тактика подготовки к ЕГЭ проста. Особое внимание девушка уделяет разбору тем, которые изначально вызывали у нее сложности на уроках.
– За те годы, которые мы учимся в школе, ты понимаешь, что у тебя получается хуже, – объясняет выпускница. – И именно это и надо прорабатывать перед экзаменом в приоритете, ну и, конечно, обращать внимание на какие-то заведомо сложные разделы. Также для работы с терминами помогает мнемотехника, способ заучивания, основанный на ассоциативном ряде. С помощью каких-то определенных ассоциаций мне проще запоминать термины.
Московская выпускница Маргарита Воронкова считает, что самое главное в подготовке к ЕГЭ по биологии не просто зазубривать материал, а понимать изучаемые процессы и явления.
– Я прорешиваю пробники и смотрю, в каких заданиях у меня есть какие-то ошибки. Эти вопросы я тщательно разбираю и заучиваю, решаю по ним дополнительные задания. Также важно не просто зазубривать материал, а его понимать. Именно понимание материала потом может помочь тебе построить логическую цепочку и справиться с вопросом, ответа на который ты не знаешь, – поделилась девушка.
Лайфхак от учителя биологии Марии Ишевской: «При подготовке очень важна техника интервального повторения, когда ты постоянно возвращаешься к трудным темам и работе над ошибками. То есть нужно не просто прорешать какие-то задания, но, увидев ошибки, вернуться к ним и поработать дополнительно. Обычно у ребят вызывают трудности задания на обмен веществ, метаболизм, фотосинтез, энергетический обмен, эволюцию, экологию, биосферу, матричный синтез. На эти темы нужно обратить особое внимание».
Часто на экзамене школьники теряются. Как поступить, если не знаешь ответа: оставить бланк пустым или написать хотя бы что-нибудь? Валерьян Рохлов призывает ребят успокоиться и отвечать сначала на те задания, которые понятны.
– Когда человек погружается в работу, начинают выстраиваться ассоциативные процессы, это позволяет вспомнить то, что было забыто в начале, – говорит эксперт. – В любом случае нужно написать хотя бы какой-нибудь вариант, ведь всегда есть шанс, что именно он окажется верным. Времени достаточно, не стоит торопиться, просто сначала рекомендую аккуратно записать ответы на черновике, а потом проверить их и перенести в чистовик. Главное, внимательно читайте вопросы, чаще всего на экзамене требуется не просто изложить фактический материал, а предоставить объяснение, построить логическую цепочку.
Главные ошибки выпускников на экзамене.
Большинство ошибок школьников связано с невнимательностью. Например, есть задания 4 и 7, где необходимо выбрать лишнее. Видимо, от волнения в этих вопросах ребята часто путаются. При составлении последовательности бывает, что выпускники, вместо того чтобы идти от меньшего к большему, действуют наоборот и теряют баллы.
Не забываем про штрих-концы
Традиционно перед ЕГЭ по биологии многих школьников волнуют вопросы, связанные с задачами по генетике. На прямом включении из Самарской области школьники поинтересовались, будут ли на экзамене какие-то новые типы задач.
– Ребята, не волнуйтесь, мы работаем по тем же моделям, которые были опубликованы и известны всем еще до начала учебного года, – успокоил выпускников Валерьян Рохлов. – Никаких процессов, которые бы выходили за рамки школьной программы, типа полимерии, эпистаза, комплементарности, кодоминирования, на ЕГЭ не будет. Все вопросы крутятся вокруг дигибридного скрещивания, нужно знать закон Моргана, в общем, все, что есть в школьной программе.
Школьники из Рязанской области спросили у экспертов, будут ли в заданиях 2-й части генетические задачи на использование закона Харди-Вайнберга. Специалисты заверили ребят, что таких задач в ЕГЭ по биологии нет.
Кроме того, выпускников интересовал вопрос, как правильно расписывать ответ в задачах на антипараллельность. «Чтобы не потерять баллы, необходимо учитывать направление цепи, указывать штрих-концы везде, где только это возможно, даже в триплетах, кодонах, антикодонах. Также нужно знать основные принципы, что создание цепи идет от пять штрих-конца, что трансляция рибосом идет от пять штрих-конца», – рассказала Мария Ишевская.
Много вопросов из чата поступало и по другим аспектам экзамена. Эксперты постарались максимально подробно ответить на каждый из них.
– Возможно ли в заданиях по теме «Цитология» использовать более четкие рисунки и схемы?
– В вариантах ЕГЭ используются профессиональные рисунки, поэтому проблем с качеством изображения возникнуть не должно. Качество рисунков и схем находится в зоне нашего пристального внимания, так как на экзамене по биологии без схем и изображений не обойтись.
– Есть какой-то общий список животных, которые могут встречаться в вопросах экзамена?
– При включении того или иного живого объекта в вопросы экзамена разработчики учитывают повторяемость его в учебниках. То есть на экзамене могут быть представлены типичные, широко описанные в учебниках объекты. Задача ЕГЭ – не в проверке ваших знаний многообразия животного мира. Не обязательно знать всю систематику, нужно просто понимать принципы организации живого и принципы приспособления животных к окружающей среде.
– На что ориентироваться при подаче апелляции? Все учебники разные и дают разный материал, однако на экзамене требования ко всем одинаковые.
– Какие бы разные учебники ни были, биология одна и правда тоже одна. Но если вам кажется, что вас неправильно оценили на экзамене, нужно обязательно идти на апелляцию, чтобы понять, почему сняли балл. На апелляции можно приводить аргументы из учебника, по которому вы занимались.
Лайфхаки от экспертов марафона «ЕГЭ – это про100!» для подготовки к ЕГЭ по биологии:
- Необходимо прописывать весь алгоритм, с помощью которого вы пришли к правильному ответу, что, откуда и зачем получается.
- Не пишите лишнего, в дополнительном тексте могут быть допущены биологические ошибки, которые приведут к потере баллов.
- Четко следуйте той задаче, которая сформулирована в задании. Если требуется сравнить, вы сравниваете, если требуется объяснить, вы объясняете.
- Учитесь понимать биологические процессы, а не просто зазубривать термины.
- При подготовке используйте интервальное повторение и работу над ошибками.
Следите за прямыми эфирами в наших соцсетях VK, YouTube.
0+